Директор музейного комплекса "Мистецький Арсенал" Наталья Заболотная, по чьему распоряжению была закрашена работа Владимир Кузнецова "Колиивщина: Страшный суд" на выставке "Великое и величественное", написала открытое письмо. Письмо было опубликовано в издании ArtUkraine, чьи учредителем также является Заболотная.
В письме Наталья Заболотная высказывает сожаления по поводу того, что в рамках выставки "Великое и величественное" произошел конфликт вокруг работы Владимира Кузнецова. Директор "Арсенала" отмечает, что инцидент "спровоцировал противостояние в художественной общественности и поставил ряд важных вопросов, ответы на которые можно найти только в диалоге".
Заболотная призывает художников решить конфликт мирным путем, не переходя к бойкотированию Киевской биеннале и "Мистецького Арсенала". "Кое-кто из отечественных художников призывает к бойкоту Второй Киевской биеннале современного искусство, до конца не понимая, какой удар эта акция может нанести не только самому проекту биеннале и "Мистецькому Арсеналу", но и украинскому искуссству в целом", - пишет Заболотная.
Отказ Бориса Гройса курировать Дискуссионную платформу биеннале Наталья Заболотная называет первым результатом информационной войны против "Мистецького Арсенала". "Мы много потеряли (с этим решением Гройса - прим.), и прежде всего - уникальную возможность пригласить в Украину ведущих теоретиков современного искусства, провести знаковое событие международного уровня", - уверена директор "Арсенала".
Кто заменит Гройса на должности куратора Дискуссионной платформы, пока не уточняется.
"Мистецький Арсенал" - это наше общее дело, - добавляет Заболотная, - так что давайте будем относиться с больше заботой к дому искусства, которым за последние годы стал Арсенал".
Заболотная подчеркивает, что несмотря на впечатление, что "Мистецький Арсенал" является постоянно действующей институцией, музейный комплекс работает лишь на 5% своей потенциальной мощности. Это директор объясняет объективными причинами - 63 тысячи квадратных метров "Арсенала" все еще нуждаются в реставрации, и поэтому не могут быть использованы для экспозиций.
"Бытует мнение, что МА - якобы очень богатая институция с огромным бюджетом и армией сотрудников, - пишет Наталья Заболотная. - Это не соответствует действительности - мы с большим трудом ищем деньги на реализацию каждого нашего проекта, и так же страдает, что из-за недостатка средств не полной мерой можем реализовать все наши задумки. Наша команда настолько маленькая и нам настолько не хватает соответствующего штата работников, что большинство членов нашего коллектива работает за нескольких работников одновременно. Это сложная ситуация, но наш нынешний статус не позволяет нам расширить состав кураторов, музейщиков, специалистов по выставочной деятельности. Ведь по статусу на этапе строительства Арсенал является государственным предприятием, а не заведением культуры. И я, кстати, не являюсь "госслужащим", как меня иногда ошибочно называют".
Именно вышеозначенные проблемы Заболотная считает причиной того, что институция не выработала "идеальных отношений" между "Арсеналом" и художниками. "Инцидент с росписью Владимира Кузнецова стал для нас важным уроком, - признает Заболотная. - И во избежание подобных ситуаций в будущем отношения между институцией, куратором и художником должны быть более четко юридически регламентированными".
Чтобы сохранить "Арсенал" как музейно-выставочный центр, где широко представлено и современное искусство в том числе, арт-сообщество должно сплотиться и вместе решить, что делать. Потому что мы не можем потерять "Арсенал", поскольку, я повторюсь, это наша единственная крупная площадка, где можно проводить большие выставки. Нужно, наверное, собрать какой-то круглый стол и находить пути выхода из ситуации.
— Виктор Сидоренко, художник и куратор
Директор заявила, что в дальнейшем в практике экспонирования работ "Арсенал" будет базироваться исключительно на предварительно согласованных эскизах, а в случае с уже существующими произведениями - на цветных фоторепродукциях работ. Напомним, после того, как была закрашена работа Кузнецова, Наталья Заболотная заявила, что художник нарисовал не то, о чем с ним договаривался куратор, а также не предоставил эскизов работы.
Наталья Заболотная также заявляет, что жалеет о сложившейся ситуации вследствие конфликта с работой Кузнецова. "Я хочу извиниться перед общественностью за всю ситуацию, а также перед Владимиром Кузнецовым лично. Мне очень жаль, что недостатки в организации проекта привели к определенной дискоммуникации в рамках кураторской группы и негативным последствиям", - написала директор "Арсенала".
"Я осуждаю цензуру и тем более - любые проявления вандализма", - добавила она.
Напомним, сегодня, 8 октября в "Мистецьком Арсенале" пройдет дискуссия по поводу конфликта, возникшего после того, как по распоряжению Натальи Заболотной была уничтожена работа Владимира Кузнецова. Часть художественной среды настаивает на том, чтобы бойкотировать "Арсенал" и Вторую Киевскую биеннале современного искусства, проведение которой намечено на сентябрь 2014 года. Организаторы "Ассамблеи творческих работников", в рамках которой состоится дискуссия, надеются, что диалог между художниками и руководством "Арсенала" поможет установить прозрачные правила взаимодействия между ними.