ГоловнаКультура

Эффект затемнения

Празднование 1025-летия Крещения Руси обещало быть скучным и номенклатурным информационным поводом, который СМИ так яростно освещают лишь потому, что на дворе - лето, и других инфоповодов нет. Но скандал в “Мистецьком Арсенале”, случившийся за день до начала празднования, затмил все бронепоезда патриархов и потраченные бюджеты вместе взятые.

Последний вариант <<Колиивщины: Страшный Суд>> Владимира Кузнецова, которую он не успел доделать
Фото: Facebook / Volodymyr Kuznetsov
Последний вариант <<Колиивщины: Страшный Суд>> Владимира Кузнецова, которую он не успел доделать

Вечером четверга, 25 июля, один из художников, принимающих участие в выставке “Великое и Величественное”, которую сегодня в полдень открыл лично Виктор Янукович, заявил об акте цензуры относительно своей работы.

"По приглашению организаторов выставки "Великое и величественное" я предложил работу "Колиивщина: Страшный Суд". Несмотря на то, что куратор выставки Наталья Заболотная несколько дней присутствовала во время выполнения работы, только что она мне сообщила, что вход в Арсенал для меня запрещен, вещи с места работы убраны, сама работа экспонироваться не будет", – написал Владимир Кузнецов на своей странице в Facebook вечером 25 июля.

Позже тем же вечером выяснилось, что работу не просто сняли с экспонирования, ее попросту закрасили черной краской. "Работу уничтожили. Теперь на ее месте – черный прямоугольник 11х5 метров, – написал автор работы в своем фейсбуке. – Оказывается, адские муки ослепленных провластных элементов, пьяных чудовищ, позорных ментов, лживых судей изображать запрещено. Привет, Средневековье!"

Как выяснил LB.ua, позвонив Наталье Заболотной, директору музейного комплекса и куратору выставки “Великое и Величественное”, “Колиивщину” закрасила сама куратор.

"Можно считать, что это мой собственный перформанс. Я не жалею о том, что сделала, – заявила она. – Я высказываюсь против дерзости некоторых художников". По словам Заболотной, на картине Кузнецова было изображено не то, о чем они изначально договаривались.

“Изначально планировалось, что это будет сюжет, связанный с событиями во Врадиевке. Но художник решил изменить свою концепцию – очевидно, под влиянием готовящейся акции протеста под стенами Арсенала", - рассказала Заболотная, добавив, что на просьбу предоставить эскиз “Колиивщины” художник ответил, что эскизов у него нет.

Идеей собрать шедевры украинского искусства из всех музеев Наталья Заболотная наверняка заразилась от Виктора Ющенко - его
проект Арсенала тоже намекал на создание Украинского Лувра
Фото: Макс Левин
Идеей собрать шедевры украинского искусства из всех музеев Наталья Заболотная наверняка заразилась от Виктора Ющенко - его проект Арсенала тоже намекал на создание Украинского Лувра

Сам Кузнецов говорит, что информировал куратора выставки об основах своего произведения: “Когда же меня просили предоставить эскизы работы, я объяснил, что эскизы базируются на моих предыдущих работах и классических сюжетах «Страшного Суда», а я создаю роспись в процессе импровизации, реагируя также на последние события в стране”, - заявил он в комментарии изданию ArtUkraine.

Таким образом, основой для “Колиивщины” стал не только известный сюжет крестьянского восстания, но и иконы с изображением Страшного Суда, герои новейшей украинской истории, включая священников, чиновников, милиционеров чернобыльцев и 29-летнюю Ирину, изнасилованную во Врадиевке. Соответственно, персонажи, обвиняющиеся художником в коррупции и лживости, варятся в адском котле, похожем на реактор Чернобыльской АЭС, изображенном в правой части картины. Левую часть Кузнецов доделать не успел - теперь практически вся работа закрашена черным.

Колиивщина - это не полотно, а роспись стены, которую закрасили бы в любом случае - после закрытия выставки. У Кузнецова было
несколько похожих работ - одна выставлялась в Замке Уяздовского, другая - в PinchukArtCentre
Фото: https://www.facebook.com/VM.photoschool
Колиивщина - это не полотно, а роспись стены, которую закрасили бы в любом случае - после закрытия выставки. У Кузнецова было несколько похожих работ - одна выставлялась в Замке Уяздовского, другая - в PinchukArtCentre

В знак протеста против акта цензуры Натальи Заболотной (сама куратор цензурой свой поступок, естественно, не считает), из “Мистецького Арсенала” уволился замдиректора и куратор комплекса Александр Соловьев. Сама Заболотная во вчерашнем комментарии LB.ua сказала, что заявления Соловьева она не видела, Александр же свое намерение уйти из МА подтвердил статусом на фейсбуке, добавив, что ему неважно, будет ли его заявление подписано, или нет.

О своем уходе также заявила шеф-редактор журнала ArtUkraine Екатерина Стукалова, основанного Натальей Заболотной еще во времена ее работы в “Украинском доме”.

Зачем Заболотная зарисовала картину, не дожидаясь окончания выставки? Связано ли ее решение с визитом Виктора Януковича на выставку “Великое и величественное” в день открытия? Какие юридические последствия понесет сама куратор и возглавляемый ею музейный комплекс? Нужно ли было увольняться всем тем людям, которые заявили об увольнении после скандала? Как должна реагировать художественная общественность? И что, в конце концов, будет с “Мистецьким Арсеналом” после этого скандала? Все эти вопросы всю ночь и весь прошедший день обсуждались в фейсбуке художниками, арт-критиками и кураторами.

“Наша выставка (Великое и Величественное - ред.) посвящена уникальному национальному достоянию, там будут выставлены работы, десятилетиями хранившиеся в музейных запасниках, работы, призванные продемонстрировать цивилизационное влияние христианства на мировую и украинскую культуру, - рассказывает куратор Наталья Заболотная. - Владимир Кузнецов, в свою очередь изобразил свою точку зрения на предмет выставки, чернуху, которая содержится исключительно в его голове. Я не могла пропустить это на выставку”.

При этом Наталья заявляет, что гонорар за проделанную работу Владимиру Кузнецову будет выплачен.

Куратор "Мистецького Арсенала" Александр Соловьев, с свою очередь, заявил, что считает поступок Заболотной актом самоцензуры. “Наталья Заболотная захотела вырядиться в чиновничью шкуру, сделать так, чтобы “Арсенал” заметили во властной среде, но при этом вышло, что теперь институция угнетает молодых художников”, - рассказал куратор в комментарии LB.ua. При этом он добавил что, по его мнению, “Мистецький Арсенал” продолжит работать по тому же календарному расписанию: “Музею нужно пополнять хозрасчетный счет для того, чтобы проводить художественные выставки, поэтому там и дальше будут проводиться модные показы и арт-ярмарки, ничего не изменится”.

Арт-критик Анатолий Ульянов призвал украинскую художественную общественность игнорировать последующие проекты в “Мистецьком Арсенале”. “Единственным достойным ответом является бойкот «Арсенала» посетителями и художественным сообществом. Пусть там тусуются только мёртвые и безвольные, что, впрочем, одно и то же”, - пишет Ульянов в своем блоге.

Арт-критики говорят, что в Арсенале тусуются мертвые и безвольные, Заболотная же настаивает исключительно на высокодуховных
посетителях
Фото: Макс Левин
Арт-критики говорят, что в Арсенале тусуются мертвые и безвольные, Заболотная же настаивает исключительно на высокодуховных посетителях

Арт-критик и искусствовед Ольга Балашова считает, что вряд ли этот скандал радикально отразится на карьере самой Натальи Заболотной - по крайней мере, в Украине. “В глазах чиновников любого ранга она наверняка выглядит героем, ибо на ее месте они - защитники и певцы своего отечества - поступили бы точно так же. Вполне возможно, что это отразится на ее международной репутации, но из Арсенала она никуда не денется”, - считает Ольга.

“Основная проблема заключается в том, что Заболотная повела себя не как директор музея, - рассказала Ольга Балашова в комментарии LB.ua. - Профессионализм любого сотрудника музея, не то что директора, прежде всего, направлен на сохранение произведений искусства любой ценой, а не на их уничтожение. Действия Заболотной, закрасившей работу Кузнецова, противоречат тем ценностям, которые важны для руководителей художественных институций”.

Нельзя ругать родину, как нельзя ругать мать. Все, что сказано против родины, я считаю аморальным

— Эта фраза Натальи Заболотной вызвала шквал критики в художественной среде

“Прощать уничтожение работы, конечно же, нельзя, - уверена Балашова. - Уничтожить “Колиивщину” - это самая большая глупость, которую только можно было сделать в этой ситуации. Из конфликта можно было выйти разными путями, но только не так”. Поэтому снятие с себя полномочий Александром Соловьевым и шеф-редактором АртЮкрейн Екатериной Стукаловой Ольга считает вполне закономерным решением.

Художник Александр Ройтбурд, напротив, считает, что увольнения Соловьева и творческого коллектива АртЮкрейн ни к чему хорошему не приведут: “Ну, и что в итоге? - задается вопросом художник в своем фейсбуке. - Арсенал - без куратора, Заболотная - без команды, Соловьев - без работы, журнал - без редактора, Киев - без биеннале, Володя Кузнецов - весь в белом, Р.Э.П. - герои и борцы. Если так и случится, не могу понять, чему радоваться”. Кроме того, Ройтбурд считает, что если художники, в частности, Владимир Кузнецов и группа РЭП, призывающая идти на акцию протеста под Арсенал 26-го вечером, не собирались идти на компромисс с заявленным в концепции выставки официозом, они могли отказаться от участия в “Великом и Величественном”.

“Бывают разные проекты. Этот - музейно-официозный. С Януковичем, Путиным, патриархом Кириллом и другими “поциновувачами”. Он изначально делался как компромиссный, и РЭП об этом знал. Можно было отказаться от участия. На других выставках Кузнецов показывал все, что хотел”, - написал Александр.

Кто знает - если бы не приезд Виктора Януковича в Арсенал, может быть, никакого скандала и не было бы
Фото: Макс Левин
Кто знает - если бы не приезд Виктора Януковича в Арсенал, может быть, никакого скандала и не было бы

Наиболее радикально высказывается арт-критик и куратор Константин Дорошенко, чья выставка “Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме” также была подвержена цензуре - в прошлом году. Тогда были частично демонтированы экспонаты выставки, а сама экспозиция была вскоре закрыта.

Поступок Заболотной Дорошенко ничем иным, как проявлением отсутствия здравого смысла, не объясняет, а единственным выходом из сложившейся ситуации видит отставку Натальи Заболотной с поста директора “Мистецького Арсенала”. “Отставка Заболотной или перевод ее на другую руководящую должность вне культурных институций - единственный возможный вариант событий, - сказал Константин Дорошенко в комментарии LB.ua. - После того, что она сделала, репутация Арсенала - под угрозой, а проведение обещанных выставок работ Фриды Кало или Эдварда Мунка - под большим вопросом. Кто захочет давать картины в руки человеку, уничтожившему работу художника?”

Работу Владимира Кузнецова “Колиивщина” Константин считает в чем-то даже традиционной, но уж никак не радикальной - “Все, кто в пятом классе изучал историю Средних Веков, знает, как изображается Страшный Суд: в адских мучениях, в котлах варятся короли и чиновники. В этом плане картина Кузнецова даже хрестоматийная”. Закрашиванием этой работы Заболотная, по мнению Дорошенко, вычеркнула “Мистецький Арсенал” с культурной карты Украины. “Лучше вообще не иметь никакого Арсенала, чем Арсенал, где работы художников может уничтожить куратор”, - уверен арт-критик.

Несмотря на бурное обсуждение поступка Натальи Заболотной или, если хотите, ее перформанса, породившего уже многочисленные пародии в сети (на платформе tumblr, например, появился блог, подражающий действиям Заболотной, - там выложены фотографии картин, частично зарисованных черным), выставка “Великое и Величественное” открылась в “Арсенале” сегодня днем. Открытие посетил Виктор Янукович и важные государственные чины (обоих полов), а также представители духовенства, приехавшие отметить 1025-летие Крещения Руси.

Сегодня вечером, в 18:00 возле здания “Мистецького Арсенала” запланирована акция протеста против клерикализации Украины, которая была запланирована еще до скандала с картиной Кузнецова. Акция, которая рисковала остаться незамеченной, теперь может привлечь к себе гораздо больше внимания. Но что важнее всего - внимание на проблемы культурных институций обратили люди, доселе считавшие, что современное искусство - это нечто очень далекое и очень ненужное. Досадно только, что просветительским жестом в Украине может стать закрашивание работы художника черной краской.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram