Эксперты, начавшие анализ проекта Arsenale еще до его запуска, критиковали его в связи с тем, что оно нарочито подчеркивает свою связь с Евро-2012 и опасались, что без подобного “старшего брата” следующая биеннале может вовсе не состояться. Впрочем, сегодня многие сходятся в одном: такой концентрированной выставки в Киеве, да и в Украине в целом, еще не было. В Арсенал привезли столько хитов современного искусства, что организаторам были готовы простить всё. Но не все.
Закрытие Первой Киевской биеннале, кроме привычного для такого рода событий пафоса и хвалебных речей в адрес друг друга, ознаменовалось небольшой акцией протеста. Полтора десятка активистов собрались под входом в «Мистецький Арсенал» с тем, чтобы выразить свое недовольство положением работников арт-среды. Дескать, даже в Арсенале найдется куча людей, которые работают чуть ли не за бесплатно – соблюдение Трудового законодательства их нанимателей совершенно не волнует. Поэтому, заверяют активисты, и в Мистецьком Арсенале, и в рамках проекта Биеннале работают люди, с которыми заключили невыгодные договоры, позволяющие уволить их без объяснения причин и со значительной задержкой в выплате заработанных денег.
В целом в рамках Арсенале пытались затронуть не только вопросы трудовых отношений и эксплуатации труда представителей арт-интеллигенции, но и более высокие темы.
Так, главной темой Первой Киевской биеннале был объявлен конец света и искусство после оного. Нужно отметить, что тема конца света достаточно активно муссировалась до начала Арсенале, а после – как-то заметно пошла на спад. По мнению арт-критика Марии Хрущак, тема столичной биеннале слишком размытая, чтобы из нее впоследствии можно было сделать выводы. «Не понятно, шла ли речь о конце света, или о его начале. Конец света – это вообще хорошо или плохо? Каким является искусство в этот период, что оно собой представляет – всего этого в результате в экспозиции представлено не было».
Видимо, предчувствие грядущего апокалипсиса у киевлян было связано не столько с Арсенале, сколько с проведением Евро-2012 – многие подтвердят, что до начала футбольного чемпионата в городе царила тревожная атмосфера. Но чемпионат благополучно завершился, а Арсенале осталась – и о конце света больше речи не шло. Впрочем, и о начале нового света – тоже. Изменилось ли что-то в культурном ландшафте Киева с проведением Арсенале, LB.ua решил узнать у экспертов.
«Конечно, Arsenale определенным образом отразился на аудитории – я встречала многих людей, которые добрались до выставки на биеннале и которые раньше вообще не ходили на события подобного рода, – говорит арт-критик Ольга Балашова. – На протяжении 2-х месяцев биеннале действительно привлекала к себе внимание. За исключением, возможно, самого начала, когда в Украине проходил чемпионат Европы по футболу».
Тем не менее, к тому, как отразится Arsenale на культурной жизни столицы, Ольга Балашова относится скептически: «Я считаю, что ресурсы, которые были затрачены на проведение биеннале – неоправданно велики. Это здорово, что во время Arsenale аудитория в принципе получила понимание того, что такое большая выставка, какие мероприятия проводятся в рамках событий такого формата и так далее. Можно сказать, что это была просветительская инъекция. Но на мой взгляд, она обошлась слишком дорого».
О нерациональности освоения бюджета Arsenale, который составил 38 млн. гривен (половину средств выделило государство, половину покрыли спонсоры), говорит и куратор Мария Хрущак: «За те же деньги к формированию основной экспозиции можно было пригласить кого-нибудь другого, больше разбирающегося в украинском современном искусстве. Например, Марту Кузьму, когда-то возглавлявшую киевский Центр современного искусства (сейчас Марта – комиссар павильона Скандинавских стран на Венецианской биеннале), или Олега Кулика».
Мария считает, что куратору Первой Киевской биеннале – Дэвиду Эллиоту – удалось продемонстрировать определенный тренд, связанный с развитием, например, китайского современного искусства. Но в целом, считает арт-критик, экспозиция Арсенале не несла какого-либо нового месседжа, а тренды, имеющие место в современном искусстве Украины и вовсе остались не раскрытыми. «Наши художники в главной экспозиции просто заполнили пространство, украинского фона просто было недостаточно для того, чтобы сформировать полноценную программу из работ украинских художников», – уверена куратор. Если бы украинская программа состоялась, биеннале привлекла бы гораздо больше международного внимания.
Несмотря на то, что Арсенале состоялась в одном из самых крупных арт-помещений столицы, ее проведение, по мнению экспертов, не сильно скажется на общей концепции «Мистецького Арсенала». По мнению Марии Хрущак, организаторам следовало бы умерить аппетиты и начать с малых пространств: «В мире есть несколько людей, которые за короткие сроки смогли бы освоить такое большое пространство. Мне кажется, что Арсенал в этом плане еще не прозвучал. Хотя это не отразилось на интересе публики к событию: многим нравится выставка именно из-за здания. Арсенал сам по себе поражает масштабами».
Арт-критик Ольга Балашова считает, что даже после проведения Arsenale2012 стратегии развития Художественного Арсенала как отдельного культурного пространства все еще нет. «Мы не можем понять, что это – музей, арт-центр, что это такое, в каком формате там будут проводиться события. Мы рады, что сейчас там прошла биеннале, но, вместе с тем, знаем, что следующими событиями будут Скульптурный салон и Kyiv Art Contemporary – мы знаем, что это такое и какого качества будут эти выставки».
Очевидно, что главными недостатками киевских арт-событий остаются размытость концепции и непоследовательное следование стратегии (или же вообще отстуствие последней, как таковой). Размах, с которым организаторы Арсенале принялись ворошить сферу современного искусства, оказался не оправданным: Киев попросту не готов такому грандиозному формату, ни с точки зрения материальных ресурсов, ни с институциональной точки зрения, ни с концептуальной.
Столица уже почти потеряла один большой имиджевый проект, затеряется ли Арсенале в толще бюрократических проволочек, растущем непонимании со стороны чиновников и внутренней неготовности брать на себя реализацию смелых проектов – пока сказать не может никто.
Если вторая биеннале в Киеве состоится в назначенные сроки, у отечественной арт-среды будет время, чтобы переварить последствия первой и сформировать осмысленную дискуссию вокруг Арсенале. Возможно, наличие такой дискуссии как-то подтолкнет организаторов к пути, который можно было бы назвать правильным. Но до второй Arsenale еще два года, а за эти два года в Украине может многое измениться.
Цифры Arsenale 2012
135 000 –
количество зрителей, посетивших Первую Киевскую биеннале современного искусства.
24 000 кв.м. –
площадь экспозиции Первой биеннале.
250
произведений современного искусства было выставлено в рамках экспозиции Арсенале.
100
художников было представлено на Первой Киевской биеннале современного искусства.
45
проектов параллельной программы состоялись в рамках Арсенале.
38 млн. гривен
составил бюджет первой Киевской биеннале.