ГоловнаБлогиБлог Юрія Огірчука

Семейные хлопоты

Рынок медленно, но неумолимо движется к монополизации

Пока менеджмент нового энергетического холдинга во главе с Сергеем Курченко прилагает небезуспешные усилия по собственной легализации, а власть упорно стремится создать для группы и афилированных с нею лиц, не желающих выходить на свет Божий, тепличные условия, участники рынка теряются в догадках, как же новый собственник Одесского НПЗ сможет наладить прибыльную работу завода. При этом экспертное сообщество сходится во мнении, что без правительственных преференций тут уж точно не обойтись. Частично подтвердили возможность развития ситуации по данному сценарию и на высшем государственном уровне…

Как отмечают ведущие украинские эксперты, Одесский НПЗ сможет начать переработку нефти лишь при условии, что его новый собственник получит льготы и дотации за счет государственного бюджета. Такого мнения в частности придерживается директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. «Компания, которую связывают с новым владельцем, не всегда в полной мере выплачивает налоги, что приводит к возможности иметь определенные преимущества на рынке. Возможно, на это также делается ставка», - считает эксперт.

В то же время, специалисты сходятся во мнении, что ВЕТЭК вполне сможет аккумулировать порядка 500 млн. долл., которые нужно потратить на модернизацию нового актива. Но возможен и другой сценарий, при котором С. Курченко не будет раскошеливаться, а сосредоточит основные усилия компании именно на получение определенных преференций. Более того, согласно устоявшемуся на рынке мнению, только это даст возможность зарабатывать на технически отсталом заводе.

Тут имеется ввиду как лоббирование идеи введения заградительных пошлин на импорт, так и получение льгот при оплате таможенных пошлин при ввозе сырой нефти, а также освобождение компаний группы от обязательных платежей в бюджет. С нами полностью солидарен и президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук, который справедливо отмечает, что без специальных условий, которые будут созданы за счет бюджета либо за счет собственных граждан, завод запустить невозможно.

И первый шаг на этом пути уже сделан. Министерство экономического развития и торговли Украины не далее, чем 11 марта сего года таки зарегистрировало жалобу о возбуждении антисубсидарного расследования в отношении импорта в Украину бензинов моторных и дизельного топлива происхождением из Республики Беларусь…

При этом мало кого волнует, что расплачиваться за все будет именно конечный потребитель. Хотя радует, что сей факт хорошо понимают хотя бы в профильном парламентском комитете. Так, первый заместитель главы комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Олег Зарубинский заявляет, что к вопросам введения пошлин на нефтепродукты нужно относиться очень осторожно. «...Думаю, что введение пошлин, скорее, приведет к негативным последствиям, чем к позитивным», – отмечает депутат.

Г-н Зарубинский также подчеркнул, что пока с бензином в Украине проблем нет. Если же на нефтепродукты из Беларуси появится пошлина, то топливо сразу же подорожает. «По подсчетам экспертов, цена на бензин может вырасти от 1,1 грн. до 1,3 грн. за литр. И на кого это бремя ляжет? Конечно же, на водителей, которые и так платят налоги на ремонт дорог и т.д.», – уверен эксперт. При этом О.Зарубинский скептически отнесся к тезису о том, что запрет на ввоз белорусских нефтепродуктов станет толчком для развития украинских нефтеперерабатывающих заводов.

Тут несколько запоздалой выглядит аргументация стенаний главного коммуниста страны Петра Симоненко, который также вступился за белорусский импорт. «Скоро нужно будет сеяться, а значит, сельхозтехнике выходить в поле. Но в случае запрета импорта белорусских нефтепродуктов, посевная кампания может оказаться под угрозой срыва. Ведь возникнет дефицит с нефтепродуктами, нефтетрейдеры взвинтят цены, и нашим селянам ничего другого не останется, как переплачивать», – заявил П. Симоненко.

Поспешим успокоить верного ленинца, поскольку аграрии еще в марте практически завершили закупку топлива под посевную. Так, по данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, на начало весны запасы дизельного топлива в агрохозяйствах составляли 351,7 тыс. т, или 84% потребности на весеннюю посевную кампанию. На начало месяца аграрии также имели в своем распоряжении 88,1 тыс. т бензина, или 82% от общей потребности. Интересно, что общую технологическую потребность сельхозпроизводителей в дизтопливе на год Минагропрод оценивает примерно в 1,44 млн. т, в бензине –  в 356 тыс. т.

А вот профильный министр Эдуард Ставицкий взялся помочь с сырьем для одесского завода, отметив во время своего визита в Азербайджан, на встрече с министром промышленности и энергетики республики Натиком Алиевым, что Украина готова обсудить вопрос переработки азербайджанской нефти на собственных нефтеперерабатывающих заводах по давальческой схеме.

Более того, министр готов оказать полное содействие в данном вопросе и обеспечить соблюдение всех бизнес интересов на обоюдной выгодной основе. А переработка может быть осуществлена как на Одесском, так и на Кременчугском НПЗ.

В данной связи возникает вопрос, - готов ли к такому ходу событий Игорь Коломойский, который все еще контролирует не только самый мощный нефтеперерабатывающий актив страны, но и перевалку в Одессе. Тут позволим себе отметить, что Игоря Валерьевича уже практически загнали в угол. Ведь баснословный штраф, наложенный на «Укрнафту» выглядит не только лишь давлением на розницу группы, но и говорит о намерении «семьи» полностью отвоевать и внутреннюю добычу. А Кременчуг после этого и сам сдастся, тем более, что И. Коломойский начал переписывать свои нефтегазовые активы на кипрские оффшоры.

Интересна и точка зрения эксперта по вопросам энергетики Богдана Соколовского, который считает, что поскольку И. Коломойский сейчас в немилости, то у всего происходящего имеется ярко выраженный политический подтекст. И тут нельзя не согласиться, ведь штраф в 190 млн. грн. был наложен на одну из ведущих компаний группы «Приват» всего через два дня после заявлений о достижении соглашения по Одессе…

Более того, в правительстве, похоже, уже всерьез обеспокоены масштабами контрабанды топлива. Потому на данный момент рассматривается отказ (!) от схемы контрабанды в пользу варианта использования Одесского НПЗ, который недавно приобретен Сергеем Курченко. При этом по словам информированных источников, можно обойтись без какой-либо схемы, завод просто получит определенную сумму из бюджета в рамках очередной государственной программы или будет назначен эксклюзивным поставщиком нефтепродуктов для госкомпаний и предприятий бюджетной сферы (!). Вот так, не много, и не мало.

Особенно это вдохновляет после обнародования выводов компетентных органов о якобы не причастности предприятий, входящих в орбиту влияния С. Курченко ко всем тем грехам, в которых их обвиняли на протяжении всего 2012 года и трех месяцев текущего…

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram