Спасти реформы

Великий мечтатель Рэй Брэдбери в своем научно-фантастической антиутопии «451 градус по Фаренгейту» (температура возгорания бумаги) изобразил общество, в котором книги и идеи отраженные в них, подлежат сожжению, а люди, способные здраво и критически мыслить, оказываются вне закона.

Фото: www.volynpost.com

Идея о ликвидации налоговой милиций имеет абсолютную поддержку в украинском обществе. Однако, уже около 13 лет (с предвыборной программы В.Ющенко 2004 года) налоговой милиции удается если не окончательно испепелить идею своей ликвидации, то хотя бы обеспечить дальнейшее свое существование: - вопреки голосу народа и несмотря на формальный роспуск, предусмотренный нормами Закона № 1797-VIII от 21.12.2016 года;

- самим фактом указывая на низкое качество демократических преобразований и пробуксовку реформ в Украине.

Заявление Президента Украины о том, что налоговая милиция должна быть ликвидирована и заменена аналитическим органом - Службой финансовых расследований (СФР) - выглядит крайне востребованным и разумным на фоне непрекращающихся конфликтов по горизонтали «Министерство финансов - Министерство внутренних дел - Профильный комитет парламента - Фискальная служба», в перспективе способных привести к потере еще одного года реформ для Украины.

Министерством финансов Украины сегодня подготовлен для рассмотрения в правительстве законопроект о создании СФР. Проект содержит несколько важнейших опций, позволяющих создать новый, эффективный правоохранительный орган в сфере борьбы с преступностью в сфере хозяйственной деятельности и финансов:

1. Новая идеология деятельности: переход от «советских» методов силового прессинга к функциям системного анализа с прямым доступом до всех баз данных государственных органов и расследования преступлений с минимальным вмешательством в деловую жизнь законопослушного бизнеса.

2. Снижение коррупционных рисков: открытые процедуры конкурсного отбора руководящего состава СФР с использованием полиграфа и без возможности перехода в СФР бывших сотрудников правоохранительных органов по противодействию экономическим преступлениям; высокие зарплаты (от 32 до 75 тыс. гривен), способные привлечь новые, высокопрофессиональные кадры в СФР.

3. Реализация принципов открытости и подотчетности: полугодичная отчетность перед общественностью и соответствующими институтами власти (Президентом, Кабмином и ВРУ), механизм общественного контроля (общественный совет из 35 человек), ежегодный независимый аудит эффективности деятельности СФР.

Немаловажным является тот факт, что без ликвидации налоговой милиции и создания СФР, полноценная налоговая реформа и модернизация фискальной службы (ее преобразование в сервисную службу) невозможны априори.

В законопроекте не хватает двух важных норм:

1. Вместо четкого ограничения численности сотрудников в новой редакции проекта закона, численность устанавливает Кабмин. Это может быть не критично, если Кабмин установит численность не на много превышающую 3 тис. сотрудников.

2. По прежнему сохраняется дублирование функций по расследованию экономических преступлений другими органами: МВД и СБУ.

Считаю, что эти две нормы должны быть имплементированы в законопроект при дальнейшей его доработке.

В целом, факт запуска СФР может стать консолидирующим и объединяющим фактором для политической элиты, вернуть доверие украинцев (после провала приватизации и земельной реформы) и доказать всему миру и себе способность Украины проводить Успешные радикальные реформы. Необходимо в кратчайшие сроки согласовать разработанный проект Кабинетом министров и проголосовать его в Парламенте.

«Сами создавайте то, что может спасти мир, - и если утонете по дороге, так хоть будете знать, что плыли к берегу» (Рэй Брэдбери).

В'ячеслав Черкашин В'ячеслав Черкашин , Експерт РПР
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram