Year in a glance ... Год, которого не было

Как в голливудских фильмах, на последних секундах уходящего года главный герой (герои) перерезал красный проводок и спас мир от уничтожения. В нашем случае важные американские дядьки вынуждены были вернуться со своих Рождественских каникул, чтобы спасти Штаты, а с ними заодно и весь мир, от Финансового обрыва. И обрадовать рынки, которые как малые дети с нетерпением ожидали, когда взрослые решат все проблемы и разрешать им поиграть. Так собственно и происходило весь год.

Фото: EPA/UPG

Рынки просто ждали, когда большие дяди придумают еще какую-то штуку, чтобы им был повод порадоваться, совершенно забросив стандартные причинно-следственные связи. Это был год, когда плохо могло означать хорошо, потому что если будет плохо, то щедрый Бен Бернанке в очередной раз запустит станок. Но сам Бен Бернанке тоже не мог спать спокойно, поскольку пальму первенства в соревновании на Самого Щедрого Банкира у него пытался увести из под носа Марио Драги (на приз Самого Лучшего Банкира никто из них, понятное дело, даже и не думал претендовать), и если бы его не сдерживала Ангела Меркель (сама рациональность, олицетворяющая все лучшие и худшие качества немецкой женщины), то он мог бы и переплюнуть своего американского коллегу.

И это не удивительно, потому что в прошедшем году у мира болела Европа (сильно) и немного Китай. Но если болезни Китая можно сравнить просто с результатами прививки, на которую Поднебесная решилась чтобы избежать сильного жара потом, то Европа болела по настоящему. Она до сих пор не выздоровела до конца и это логично, ведь одно дело когда болеет молодой растущий организм, а другое, когда дряхлая старушка. У нее болит в разных местах, по разному, то мучает что-то хроническое, вроде Греции, то начинается что-то свеженькое, вроде Италии и Испании. При этом, она уже больше боится, чем болеет, наученная горьким опытом тем самых хронических заболеваний, и сама провоцирует обострения в новых местах, слишком много думая о своих болячках.

Вот так и вспыхнувшие в этом году опасения по поводу платежеспособности Испании и Италии, лишившие европейскую политику, по крайней мере на время, шутника и мафиози, дона Сильвио, самопроизводили сами себя. Волнения по поводу платежеспособности приводили к росту доходности, рост доходности усиливал волнения. Было весело, но уже к осени этот костер удалось затушить деньгами, когда к уже вовсю активничающему Марио Драги присоединился ФРС, давший старт QE3. Сколько еще этих QE будет сказать трудно, но пока вера в длинные дешевые деньги все еще жива. И эти деньги растекаются по всему миру, приводя к активным выпускам нового долга в тех местах, в которых раньше даже и не думали о таком, а лишь пасли скот и стреляли из лука.

Так что 2013 год мы встречаем с рекордным притоком в развивающиеся рынки, индексом S&P500 на отметке в 1426 пунктов (очень близко к максимумам за последние 4 года) и немецким индексом DAX выше отметки в 7700 пунктов, как раз на самом максимуме в посткризисной истории. Очень неплохо для года, когда страх все еще не победил жадность (не говоря уже о конце света). Пока еще не побеждает, ведь не зря этим летом уровень пессимизма среди инвесторов был на рекордном уровне за последние лет 20. В общем то, на данном этапе цикла, жадность еще слаба, страх пока еще не выветрился из головы, но уже постепенно ослабевает.

Как результат, впервые за последние несколько лет мы не увидели осеннего приступа паники, уже ставшего традиционным (наряду с весенним). Так что уже в мае 2013 года мы увидим, устойчиво ли проходит лечение и повторяться ли приступы паники на фоне весеннего авитаминоза. А там может и совсем пациент на ноги встанет и побежит, чтобы в очередной раз, лет через 5-7 удариться головой о стенку нового кризиса. Из чего вырастет эта стена, и много стеночек поменьше, которые еще будут на нашем пути, сейчас совершенно неизвестно. Но рано или поздно все эти долги, за бесценок раздаваемые сейчас в разных уголках мира, придется отдавать и рефинансировать. И наверное, тогда это будет гораздо дороже стоить. Так что кто знает, может быть тот факт, что наша уникальная нация пока остается в стороне от всеобщего карнавала хорошо, и нам не грозит сильное похмелье (не 2-го января это будет сказано).

Так или иначе, но 2012 год не принес ничего хорошего украинскому фондовому рынку и в полном праве может претендовать на звание года, которого не было. Нет нет, год сам по себе был и вся стране на впала в колаптоидное состояние, но может лучше бы его просто пропустили, перейдя из декабря 11-го в январь 13-го.

Нельзя сказать, что 2012 не подарил ничего настоящего, кто то рождался, а кто то умирал, кто то создавал семьи, причем удачные, а кто то разводился а кто то нечаянно влюбился, ЕВРО-2012 никуда не делся, а страна уверено шла к процветанию и, не побоимся этого слова, покращенню. Но вот все было как-то не так, и картинка не всегда соответствовала закадровому тексту (или ожиданиям, которыми, как известно, мы обманываться рады).

Было Лебединое Озеро, но не по телевизору, были выборы и протесты, но все как-то понарошку, и даже Джеймс Бонд предстал унылым и серым, подавленный душевными муками, однополой любовью и бюджетными ограничениями. Вроде и переговаривались весь год то с Международным Валютным Фондом, то с Москвой, мороча голову то ли себе, то ли им, но в итоге так и не договорились ни с кем, перенеся ожидания в новый год. И весь год мы боролись за стабильность гривны. В общем-то, рынок облигаций был принесен в жертву этой самой стабильности. Несмотря на всю креативность борцов со спекулянтами на валютном рынке, которая в полной мере проявилась только под конец года, изначально был выбран старый и проверенный метод отжима ликвидности.

Отжать и не допустить – вот лозунг, с которым мы жили. Собственно, он и загнал ставки по государственным бумагам на уровень в 20% годовых и выше. На таком уровне практически нет как продавцов так и покупателей, а первичный рынок становится атавизмом, на котором встречаются давние друзья из Минфина и государственных банков. Последнее станет бомбой замедленного действия на 2013 год, ведь когда мы наконец-то с кем-то договоримся, и до нас как цунами дойдут все те волны ралли, обходившие Украину стороной прежде, то вдруг окажется, что покупать нечего. Будут лишь короткие облигации, погашения которых наступит еще до лета. И некоторые корпоративные облигации, пребывающие сейчас в состоянии первичного размещения или удачно проданные самим эмитентам.

Участники же рынка акций больше боролись с нечаянно нагрянувшей на них любовью родной страны, нежели торговали. И лучше бы они вообще не торговали, тогда бы украинский рынок акций вновь не оказался бы на ведущих позициях среди мировых неудачников. Под давлением невидимой и шаловливой руки, и не факт что рынка, стоимость украинских акций продолжала валится практически весь год. Дважды достигая отметки в 750 пунктов по индексу УБ (наверное, просто число красивое, следующее такое же на пути вниз было бы 500, тоже прямо скажем манящая к себе отдельных оптимистов), когда казалось, что на Азовстали сгорел последних цех, банк Аваль начал торговать семечками, а Мотор Сич отказалась от выпуска двигателей и сосредоточилась на миксерах.

Впрочем, даже ценовой уровень начала 2013 года не сильно отличается от этой картины. Это безобразие продолжалось вплоть до выборов, которые по старой украинской традиции ожидались как конец света. Но правда если псевдобуддисткие монахи связывают Конец Света с отключением электричества, то украинцы - с реализацией девальвационных ожиданий. Вот поэтому и продавали акции, с потенциалом роста в 100-200%, ожидая девальвацию максимум в 20%. Правда, чтобы понять всю не логичность этих шагов надо сохранять трезвый рассудок и хоть немного оптимизма. Большинство же торговцев, еще не сбежавших в реальный сектор или на преждевременную пенсию, напоминали унылых нытиков (эх, они всегда так мечтали стать Джеймсом Бондом и надо же, чтобы это случилось вот в таком виде) и продавать им теперь гораздо легче, чем покупать.

Ведь купить сейчас, это все равно что уговаривать кого-то продавать весной 2008 года. В лучшем случае покрутят пальцами у виска, в худшем еще и побьют. В конце года рынок попытался преодолеть земное притяжение, но силы все еще слабы, а оптимизм исходить со стороны столь редких трезвым иностранных голов, не подсевших еще на всеукраинский пессимизм и апатию. Но, при этом, остаются не чуждые эстетике, о чем свидетельствует закрытие торгов по фьючерсному контракту по итогам года на уровне 1000,00. Так что любители теории заговоров, в локальной версии превращенной в историю о кукловодах украинского рынка, должны быть счастливы.

Впрочем, претендентов на это кукловодство с каждым днем ставало все меньше и меньше. Количество наших местных товарищей (причем реально играющих по правилам, а не дополняющих статистику Налоговой) стремительно падало весь год. Иных уж нет, а те далече. Кульминацией этого процесса стало превращение Открытия в Закрытие, не говоря уже о другой российской мелочи, целенаправленно сбегающей с украинского рынка. На их места правда пытаются пролезть другие, те самые поклонники 100% годовых. Правда, они вместе с собой начали приносить и полюбившиеся им и только им акции.

Но пока победное шествие мелитопольского метода по украинскому рынку прервано на взлете, хоть победить мелитопольскую улыбку, которой позавидовал бы даже Чеширский Кот, кажется невозможным. Что ж, главное что эта улыбка заставила улыбаться почти всех оставшихся в живых профессиональных игроков, получивших альтернативную тему для общения (альтернативную для все того же нытья). И теперь, в Новогодние праздники, может кто-то из них поверит в чудеса. А наши мысли ведь материальны. И сбывается то, во что мы верим, особенно на фондовом рынке.

Сергей Фурса Сергей Фурса , Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram