Финал произведения Карпенко-Карого "100 тысяч" более чем эпохальный - главный герой пытается покончить с собой, после того, как его жестоко обманули и оставили без огромных денег. В конце он произносит сакраментальную фразу: "Краще смерть, ніж такая потєря!"
Самое интересное, что этих денег главный герой не заслужил и, тем более, не заработал. Он должен был их получить нелегальным путем. Тем не менее, он очень по ним горевал. Такой вот украинский hustle.
К чему все это? Все это к тому, что, как по мне, данный литературный сюжет, один в один отвечает сценарию нынешнего парламентского кризиса. Партия Регионов, как герой Карпенко-Карого, готова идти на любые шаги, лишь бы сохранить статус-кво. Их даже не пугает угроза перевыборов.
Давайте же разберемся, чего так боится парламентская власть.
Личное голосование, господа, это, в первую очередь, личная ответственность. А эта вещь крайне опасна в контексте того, что делает Верховная Рада.
Система "Рада-3" не имеет комплексной системы защиты данных, которая бы соответствовала действующим законодательным нормам и потребностям. В связи с этим комитет считает целесообразным разработку новой системы электронного голосования, а не использование системы "Рада-3
— Владимир Макеенко, председатель регламентного комитета ВР
Если думаете, что в Украине уже нечего «дерибанить», то вы жестоко ошибаетесь. Наша страна до сих пор очень богата. У Украины остались не только сырьевые ресурсы, которые делают ее одной из самых богатых стран Европы, но и ряд перспективных неприватизированных промышленных активов. Одним словом, в Верховной Раде еще есть чем заниматься, если хочешь набить свои карманы. Как раз эти ресурсы и активы станут "потєрей" для Партии Регионов, если они не сохранят существующий расклад. Соответственно лучше "смерть" в качестве перевыборов.
Кроме того, есть более прозаичные вещи - в случае введения системы личного голосования, Партия Регионов рискует лишиться иллюзорного большинства и контроля над парламентским процессом. Дело в том, что фракционное руководство не имеет реальной власти над рядом своих депутатов. Большинство из тех, кто не появляется в Раде, заняты действительно важными вещами и плевать они хотели на фракционную дисциплину.
Когда, скажем, очень крупный бизнесмен покупал себе место в списке, или покупал проходной округ, он явно не рассчитывал на то, что в Раде еще и работать надо будет. Максимум – отослать туда толкового юриста, который будет регулярно регистрировать необходимые в плане бизнеса и необходимые в плане социальной пропаганды законопроекты. Таким образом, при попытке нажать на кого-то из таких людей, руководители большинства и Партии Регионов рискуют нарваться на легендарное: "Возьмите свой мандат и засуньте себе во фракцию!"
Приходим к тому, что руководство фракции Партии Регионов просто не способно повлиять на значительную часть своих депутатов. Можем констатировать, что при имплементации, то есть внедрении системы "Рада-3", парламентский процесс остановится. Будем иметь противоборствующие стороны по 170-180 человек, при этом ни одна из них не будет иметь окончательного перевеса.
И тут, украинская порочная политическая система, правовой нигилизм, отсутствие фракционной дисциплины и огромное желание оппозиции показать себя, приводят украинский парламент к полному ступору.
Наверное, самым реальным вариантом выходом из ситуации, на данный момент, выглядит значительное сокращение пленарных заседаний. ПР через пень колоду собирают всех своих депутатов, оппозиция добивается иллюзорной победы с которой может идти в массы, Раду не распускают, процесс «дележки сладенького» продолжается.
Однако, это полностью порочное решение. Народные избранники не должны под себя подстраивать систему, они должны ей следовать. Если депутаты пойдут по такому пути, то они, по сути, создадут прецедент, который будет легитимировать любое действие любой власти для упрощения своего существования. Захотят, и прикажут платить налоги в семь раз больше – пожалуйста, захотят передавать депутатство по наследству – пожалуйста, захотят и введут право первой ночи. Одним словом, средневековье.
Подводя итог, приходим к тому, что кто-то, рано или поздно сломается. Возможно, партнеры УДАРа подменят коллег на время за заблокированной трибуной, а мы то не раз видели как Яценюк и Ко работают на власть. Кроме того, тут надо отдельно сказать – в Раду не ходят не только регионалы. Арсений Петрович там тоже не частый гость. И ему, как и всем этим ненавистным прогульщикам из вражеского лагеря, при личном голосовании также придется ходить. Уверен, что лидеру «Батькивщины» ой как не хочется это делать.
Надо подчеркнуть, что вариант с силовой атакой, о котором так много говорят "блокираторы", практически невозможен. Если в ПР не взыграет "донецкий дух 90-ых", то это исключено. Во-первых, в стране миссия МВФ, от которой зависит очень многое. То есть, не только непосредственный кредит от Фонда, но и инвестиции и кредиты от десятка других организаций, которые в своей деятельности оглядываются на мнение МВФ. Во-вторых, на носу саммит Украина-ЕС. Как бы ни старался Медведчук, Зона свободной торговли с ЕС, для украинской власти, сейчас предпочтительнее. За это отдельное спасибо украинским и иностранным топ-менеджерам, которые провели факультативные занятия с украинскими олигархами, которые, в свою очередь, устроили ликбез власти.
Возможно, договорятся напрямую с Кличко и отдадут ему Киев без боя. Возможно, что почти нереально, ПР согласится исполнять Конституцию. Однако, скорее всего, будет компромисс. Очередной мертворожденный консенсус власти и оппозиции, который не решит, а только на время отложит тяжелую болезнь, которая все сильнее бьет по стране.