По своему опыту могу сказать, что большинство из нас имеют устоявшийся стереотип, что банк — это здание с охранниками, сейфами, менеджерами и кассирами. И его полноценный виртуальный аналог представляется с трудом. Хотя на самом деле банк – это процессы. Как сказал Бретт Кинг: «банк – это не то, куда вы ходите, а то, что вы делаете».
В странах большой восьмерки за последнее десятилетие наметилась тенденция по переводу всех финансовых операций в интернет-плоскость и отказом от посещения физических отделений. Это мировая тенденция, и как бы там ни было, мы постепенно к этому придем. Для Украины, учитывая текущий уровень экономического развития, полный переход к виртуальному банкингу нецелесообразен, что обусловлено низкой осведомленностью о всех возможностях дистанционного управления финансами, недостаточным техническим оснащением и психологической потребности людей в личном контакте.
Да, банки будут постепенно идти по пути оптимизации отделений, выводя некоторые операции в банкоматы и терминалы самообслуживания, будут совершенствовать и расширять спектр сервисов в системах дистанционного обслуживания, создавать приложения для разных гаджетов. Но более реальным кажется прогноз, что отделения продолжат функционировать наравне с другими каналами продаж банковских услуг, отдав последним порядка половины розничных клиентов. При этом продажа некоторых услуг все же будет проводиться с привлечением сразу нескольких каналов коммуникации. К примеру, заполнив форму заказа на сайте, договорился по телефону о встрече, пришел в отделение, подписал документы и получил карточку. Еще раз повторюсь, банк — это процессы, причем процессы эти регулируются законодательством и нормативными актами регулятора. А значит то, как будет выглядеть взаимодействие с финансовыми учреждениями в будущем зависит не только от банков, потребителей и уровня проникновения новых технологий, но и от государственных решений.
Высоких доходов!