По сути, нынешний свод законов о почтовой связи представляет собой набор предписаний бюрократического характера, которые фиксируют в основном обязанности оператора и потребителя услуг, и совсем не отвечают духу времени. В частности, нигде документально не предусмотрена возможность доставки посылок курьером в какой-либо адрес, кроме дома, и в почтоматы. По старинке, информация об отправителе и адресате должна наноситься непосредственно на отправление, а не с помощью соответствующего идентификатора.
Юридические лица все еще должны заключать договор об оказании услуг почтовой связи исключительно по месту обслуживания. Что уж говорить о том, что получить посылку клиент может только по предъявлению документов, удостоверяющих личность, перечень которых весьма ограничена. К примеру, водительское удостоверение до сих пор в этот список не входит.
Также нелогичной выглядит ситуация, при которой частные операторы почтовой связи не вправе осуществлять почтовые переводы и отправления с наложенным платежом. Хотя очевидно, что услуга пересылки почтовых отправлений с наложенным платежом соответствует сути отношений, которые складываются между продавцом, покупателем и оператором доставки. Это одна из основ e-commerce.
Однако, «благодаря» подзаконному регулированию со стороны НБУ, фактически услугу почтового перевода средств на сегодняшний день может предоставлять только национальный оператор – ПАО «Укрпочта». Частные операторы почтовой связи этого права почему-то лишены.
При этом в законодательстве о почтовой связи отсутствуют нормы, которые обеспечивали бы монополию ПАО «Укрпочта» на предоставление услуги почтового перевода. Но подзаконные нормативные акты НБУ предусматривают возможность осуществления перевода средств только национальным оператором почтовой связи. Только он имеет право регистрировать собственную платежную систему и выступать участником платежных систем.
На указанную проблему неоднократно обращалось внимание руководства Министерства инфраструктуры и НБУ. Но воз и ныне там. Министерство не может решить проблему ввиду отсутствия полномочий по регулированию платежных систем. А Нацбанк отказывает во внесении изменений в свои подзаконные акты, ссылаясь на то, что почтовый перевод является почтовой услугой. Круг замкнулся.
При этом активно продвигаются инициативы, направленные на создание преференций ПАО «Укрпошта» в вопросах принятия оплаты за доставленный потребителю товар. В парламенте зарегистрирован законопроект № 6601, который позволит «Укрпочте» открывать почтовые счета, аналогичные банковским, – как для физических, так и юридических лиц. Если документ проголосуют, национальный оператор сможет предложить своим бизнес-клиентам зачисление оплаты за доставленный товар на почтовые счета. При этом остальные операторы не смогут ни открывать почтовые счета, ни осуществлять почтовый перевод.
Принятие законопроекта еще больше исказит конкуренцию на рынке доставки приобретенных дистанционным способом товаров, что в свою очередь, приведет к удорожанию услуг по доставке. Ведь серьезных конкурентов у национального оператора на рынке доставки не останется вообще. Это неизбежно приведет к торможению развития сферы e-commerce, а значит и к экономическим потерям.
Сегодня рынок нуждается в трансформации идеологии почтового законодательства с акцентом на потребителя. Не бюрократический аппарат должен решать, что нужно клиенту, а что не нужно. Это решает сам рынок. Условия предоставления почтовых услуг должны определяться не жесткими предписаниями законодательства, а оператором совместно с потребителем. И никак иначе.
Сейчас же создается впечатление, что идеальной моделью e-commerce для органов государственной власти является модель, при которой в сегменте интернет-продаж работают исключительно структурные подразделения крупных торговых сетей, а доставка товаров осуществляется исключительно национальным оператором по правилам, которые были разработаны несколько десятилетий тому назад. При этом вся оплата за товар, проданный посредством дистанционной торговли, поступает на почтовые счета, открытые в ПАО «Укрпочта».