ГоловнаБлогиБлог Катерины Одарченко

Выборы в США-2016: пророческий Лас-Вегас, развитие технологий и рейтинги

Избирательная кампания в США подходит к концу. День Х наступит уже восьмого ноября, а значит, время подводить итоги. 2016й стал настоящим бенефисом как для любителей политической грязи, так и для тех, кого интересуют технологии формирования рейтинга кандидатов.

Фото: EPA/UPG

Рассматривая соревновательный процесс между Трампом и Клинтон, необходимо помнить о нескольких важных аспектах избирательной традиции США.

1. В отличие от большинства стран Европы, агитация начинается не за три-четыре месяца до выборов, а примерно за два года, тогда как один президентский срок длится четыре года.

2. Победитель определяется не всеобщим голосованием, а голосованием выборщиков. Если в условном Вайоминге Трамп набирает 1млн голосов, а Клинтон – 1млн+1, то все голоса уходят в копилку Клинтон.

3. Основная борьба ведётся за так называемые «спорные» штаты. Поскольку у каждой партии – и, как следствие, у каждого кандидата – есть «базовые» штаты, затраты ресурсов на спорные территории обычно оказываются огромными.

Отличительной особенностью кампании-2016 стало то, что кандидаты уделяли формированию собственного положительного имиджа значительно меньше времени и усилий, чем работе по ухудшению публичного облика оппонента.

Отчасти это вызвано персоналиями самих кандидатов; так, Хиллари имеет весьма устоявшуюся репутацию как среди приближенных к Белому дому, так и у широкой общественности. За фамилией «Клинтон» значится довольно большое количество скандалов – начиная с Моники Левински и заканчивая использованием личной почты для переписки по делам государственной важности. Документы, как известно, позднее оказались в распоряжении WikiLeaks. Трамп, будучи весьма одиозной личностью, своими скандалами едва ли не гордится – начиная от уплаты (а вернее, неуплаты) налогов и заканчивая своими высказываниями в адрес мигрантов.

Стоит ли говорить, что уровень негативного рейтинга обоих просто зашкаливает? Так, Хилари Клинтон – второй в истории США кандидат по негативному рейтингу, Дональд Трамп в этом сомнительном соревновании и вовсе занимает первое место.

Дональд Трамп и шок-терапия

Если рассматривать то, как вёл свою предвыборную кампанию Трамп, нетрудно заметить его откровенное стремление шокировать аудиторию.

1. Высказывание о мексиканцах как насильниках, наркоторговцах и убийцах

2. Постройка «Великой стены» на границе с Мексикой. За счёт последней, разумеется

3. Запрет на въезд мусульман и скандал с Борисом Джонсоном

4. Ретвит поста «Если Клинтон не может удовлетворить своего мужа, почему она думает, что может удовлетворить Америку?»

Многие обоснованно сравнивают Дональда с Марин Ле Пен и Гертом Вилдерсом (тем самым, который «выгнал бы пророка Мухаммеда из страны»). Тем не менее, Трамп не ограничивается голой риторикой; было бы наивно предполагать, что скандал с ВикиЛикс и файлами Клинтон случился без вмешательства его команды. Необходимо отметить его чёткую ориентацию на определенный электорат – так же, как в своё время это делал Жан-Мари Ле Пен. Те, кто голосуют за Трампа, часто предпочитают не выражать своё истинное мнение касательно «козырей» Дональда (например, миграционной политики) во время соцопросов; электорат Жана-Мари Ле Пена в 2002м характеризовался тем же, однако на самих выборах помог ультраправому кандидату пройти во второй тур.

«Негативность» кампании Трампа невозможно отрицать, однако республиканец в своих действиях максимально последователен. Так, есть основания полагать, что «Шоу Алекса Джонса», фильмы Динеша Д`Соузы и сверхпопулярный YouTube-блог Эмили Лонгуорт отчасти спонсируются если не самим Трампом, то его ближайшими сторонниками. Каждый из упомянутых выше деятелей проводит мощную антиклинтоновскую кампанию, в которой можно выделить несколько общих (совпадение? Не думаю) аспектов:

1. Попытки вменять в вину Хиллари прегрешения Билла во время его президентствования

2. Последовательное давление на обилие махинаций с участием кандидата от демократов, и, в особенности, на так называемое «Дело Вайтвотер» (незаконные налоговые скидки – ложь под присягой – препятствование правосудию)

3. Превращение политического успеха Клинтонов в деньги – в частности, по данным «Голдман Сакс», только за совместные выступления Билл и Хилари получили более семи миллионов долларов.

Одной из важнейших технологий, которую великолепно использовал Дональд Трамп, является радикализация своих поклонников. Многократные митинги в поддержку республиканца, сопровождаемые возгласами толпы в стиле «Посадить её в тюрьму!», твиттер-хэштеги #Killary, толпы людей в футболках «Trump that bitch» - это не просто показательные в своей бессмысленности акции. Напротив, это весьма эффективные попытки вывести из тени тот самый электорат, который стесняется признать, что поддерживает Трампа.

Здесь необходимо сделать последнюю оговорку, которая во многом объясняет манёвры Дональда. По традиции, большинство белых выпускников колледжей причисляют себя к базовому электорату республиканцев, в то время как большинство бедного белого и небелого населения поддерживает демократов. По соцопросам, ситуация на этих выборах резко разворачивается на 180 градусов – теперь за республиканскую партию (а вернее, лично за Трампа) готовы голосовать бедные слои населения; Клинтон же опирается на тех самых белых выпускников колледжей. А большинство элементов кампании Дональда выглядит так, как будто она ориентирована на преодоление этой неловкости.

Хиллари Клинтон и её конструктивность

Клинтон действует в совершенно ином ключе. Многие неоднократно отмечали, что единственное, что требуется от Хиллари на этих выборах – дать Трампу самому уничтожить собственную политическую мощь. В этом отношении кандидат от демократов делает ставку на отсутствие радикальных изменений.

1. Клинтон стремится исказить наиболее радикальные высказывания Трампа с тем, чтобы вызвать максимально негативную реакцию на Дональда. Принципа «проголосую за кого угодно, только не за Трампа» окажется вполне достаточно для победы Хиллари.

2. Стремление дистанцироваться от некоторых, наиболее непопулярных аспектов политики Обамы, с тем, чтобы сохранить его электорат. В частности, именно поэтому Клинтон настолько сильно давит на будущие реформы в системе здравоохранения – Obama Care считается одним из наиболее провальных нововведений Барака.

3. Полное оппонирование Трампу по вопросам открытой торговли, НАТО и отношениям с Европой – то есть, по вопросам, в которых Трамп проявляет порой излишнюю радикальность.

Если Дональд предпочитает уповать на высокопарную риторику, то Хиллари проводит работу в классическом ключе Демократической партии. В частности, после кампании Обамы-2012 у демократов осталась работающая система, которую уже неоднократно разбирали по деталям в качестве примера максимально эффективного построения кампании. В частности, использование традиционных методов вкупе с продвижением кандидатов через интернет-сервисы.

Интересно, что у официального канала Клинтон на YouTube на 22 тысячи больше подписчиков (96 тыс против 74 тыс), чем у Трампа. Количество видео также несравненно выше – почти на сотню (157 у Дональда против 246 у Хиллари). И это при том, что одним из основных методов привлечения электората у республиканца является эпатирование публики.

Здесь стоит упомянуть также о личности Дэвида Аксельрода, который помог Обаме дважды победить на выборах, а также в своё время работал с Клинтон. В частности, одной из главных особенностей работы Аксельрода был упор на обеспечение высокой явки на выборы посредством видео контента. И даже если Аксельрод не имеет прямого отношения к нынешней кампании Хиллари, вероятность того, что его методы и системы нашли своё отражение в работе штаба демократов, весьма и весьма высока.

Напомним, что Клинтон – кандидат №1 для тех, кто поддерживал и поддерживает Обаму. Процент поддержки Барака среди афроамериканцев до сих пор очень и очень высок, однако политическая активность этих слоёв населения и их явка на выборы обычно ниже, чем среди белых граждан США.

Что делает Хиллари? Привлекает звёзд первой величины – например, Кэти Перри – для съёмки в видео, стимулирующих избирателей прийти и проголосовать.

В свете серьезных проблем США с мигрантами и внутренней политики, Клинтон старается делать большой упор на свой опыт во внешней политике. В частности, по следующим трём пунктам:

1. Работа НАТО. Россия многими американцами рассматривается как враг №1 или №2 (после исламского терроризма), а значит, является консолидирующим фактором. Клинтон угрожает Путину ответом на агрессию и призывает к коллективной обороне.

2. Защищает свободную торговлю.

3. За сотрудничество с Европой и ЕС.

Клинтон даёт избирателям вволю позаигрывать с радикальным республиканским кандидатом, однако максимально усиливает давление на Трампа и его доводы перед самими выборами.

Рейтинги и пророческие способности штата Невада

В США большинство штатов традиционно поддерживает того или иного кандидата исходя из его партийной принадлежности. Как правило, решающее преимущество на выборах даёт способность кандидата убедить так называемые штаты-качели, которые не относятся к базовым ни для Демократической, ни для Республиканской партии.

В 2016м году к таким штатам относятся: Северная Каролина (13 выборщиков), Айова (6), Невада (6), Колорадо (9), Нью-Мексико (5), Огайо (18), Индиана (11), Флорида (29), Вирджиния (13), Пенсильвания (20), Аризона (11). То есть, больше сотни голосов при условии, что всего голосует 578 человек. 270 голосов – рубеж, который обеспечивает победу кандидата на выборах.

Интересной особенностью является то, что штат Невада в последних 25ти гонках поддерживал будущего победителя 24 раза (единственным исключением стал Джимми Картер в 1976м). На праймериз демократов в Неваде победила Клинтон, на праймериз республиканцев – Трамп.

Хилари Клинтон лидирует в Пенсильвании, Флориде, Северной Каролине, Неваде и Айове – итого имеет 74 «спорных» голоса, что предварительно означает относительно лёгкую победу на выборах. Трамп безоговорочно побеждает в Огайо и имеет все шансы зацепиться за победу в Аризоне (29 голосов в сумме). Важная деталь: несмотря на то, что республиканцев поддерживает больше штатов, количество голосов у штатов демократов выше за счёт большего количества населения.

Для того, чтобы одержать победу, Трампу нужно не только выигрывать во Флориде, Пенсильвании и Огайо, но и зацепиться за Северную Каролину. Тем не менее, позиции Клинтон во Флориде весьма сильны как минимум за счет выступлений Барака Обамы в её поддержку в этом штате. Теоретически Хиллари будет достаточно победить в крупнейшем из «штатов-качелей» - победа во Флориде даст ей 282 голоса (из необходимых 278).

В свою очередь, совместный опрос «Вашингтон Пост» (опубликован 01.11. 2016) и телеканала АВС среди 1128 избирателей говорит о том, что Трамп получит 46% голосов, а Клинтон – 45%. При этом 38% всех опрошенных представляли демократов, 28% - республиканцев, а еще 29 не поддерживали ни одну из этих политических сил. Предыдущий опрос, проведенный 24 октября, показывал четырнадцатипроцентное преимущество Клинтон. Заявленная погрешность – три процента.

Аллан Литчмэн, американский профессор и специалист по политической истории, верно спрогнозировал исходы всех президентских выборов с 1984го по 2012й. Он утверждает, что следующим президентом станет Дональд Трамп.

Правда, тот же Литчмэн утверждает, что эти выборы являются самыми сложными для прогнозирования за всю его карьеру, поскольку персона Дональда Трампа вполне может разорвать политические шаблоны, существующие с 1860-х годов.

Станет ли Америка великой вновь или продолжит сражаться за себя – узнаем уже очень скоро.

Катерина Одарченко Катерина Одарченко , Голова політичної партії «Національна платформа»
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram