Как банкир я неоднократно заявляла, что поддерживаю такой вектор. Кроме Украины рынок земли оставался закрытым только в таких странах как Венесуэла, Северная Корея, Куба или Конго.
Вместе с тем мировая практика развитых стран – это право собственника распоряжаться своим имуществом, в том числе земельным участком. И теперь такое право получат и наши предприниматели.
В малом и среднем бизнесе земля может стать хорошим активом для получения кредита под собственное дело или расширения производства.
Учитывая наши условия, установленные ограничения рациональны. Закон предусматривает максимальный объем для физического лица в 100 гектар и вступает в силу только со второго полугодия 2021. Таким образом, можно рассчитывать на адекватную стоимость, поскольку сейчас в условиях карантина и кризиса она значительно занижена.
Лимит для юридических лиц планка в 10 тысяч гектар, и воспользоваться правом покупки земли они смогут только с 2023 года. Вопрос продажи иностранцам планируют выносить на всеукраинский референдум.
Настойчивость международных партнеров в отношении данного Закона несколько настораживает, тем более сейчас непростая ситуация с пандемией и общим кризисом. Кроме того остается нерешенным целый пласт других вопросов.
Во-первых, информированность украинцев о праве на землю и механизме реализации данного права. По данным социологических исследований участок оформлен у 45% жителей страны. То есть больше половины пай не использовали. В таком случае стоит предусмотреть переходной период.
Во-вторых, очень важный вопрос, как будет работать данных Закон на оккупированных территориях? Куда обращаться переселенцам?
Принятие закона – важный шаг, но впереди еще много задач. И одной из самых важных станет разработка механизмов внедрения и изменений в нормативную базу, чтобы люди действительно могли реализовать свое право.