«Жизнь Адель» (в первоначальном варианте фильм назывался «Синий – самый теплый цвет») – трехчасовое, очень внимательное исследование девичьей чувственности, влюбленности и того, как она изучает свою сексуальность. Адель – 17-летняя девушка (Адель Экзаркопулос) – знакомится с художницей Эммой (Леа Сейду) и влюбляется в нее. Собственно, три часа фильма – это три стадии их отношений – увлечение и начало романа, зрелая стадия, не лишенная разочарований, приведших к разрыву, и период после разрыва.
Несмотря на то, что фильм подается как лесбийская драма (у всех просто из головы не выходят длительные постельные сцены), на самом деле у «Жизни Адель» нет самоцели заявиться лесбийским кино и завоевать себе этим популярность, как может кому-то показаться. Однополые отношения Кешиш выбрал затем, чтобы полностью изучить, или хотя бы попытаться, выбранный предмет – девичью сексуальность и связанные с этим чувства.
Как и книга «Жизнь Марианны» Пьера де Мариво, которую героиня изучает на уроках литературы, фильм Кешиша буквально проникает под кожу. Как к зрителю, так и к своим героиням.
Любовь Адель к Эмме рифмуется со всем, что она делает. Кешиш подает всю ее жизнь, как под микроскопом – крупным планом – как она ест, как спит, как одевается, расчесывается, сидит на уроке, разговаривает с подружками, целуется с Эммой. Из-за обилия крупных планов на протяжении всех трех часов экранного времени у самых впечатлительных, вроде меня, может появиться желание залезть под кресло в зале, предупреждаю.
Адель словно растворяется в этой любви и если бы подобное растворение в отношениях с мужчиной посчитали бы банальным развитием сюжета, то гомосексуальные отношения раскрывают новые аспекты. Впрочем, Адель нельзя назвать гомосексуалкой в полном смысле этого слова. Скорее всего, она – хоть и бессознательно - придерживается принципа, озвученного в фильме одним из посетителей в гей-баре: «Любовь не имеет гендера».
Она учится чувствовать, словно учится ходить, как маленький ребенок, натыкаясь на различные препятствия и падая от малейшего колебания. Единственное – раздражение вызывает тот факт, что все происходящее Адель никак не осмысливается – она плывет по течению, и если бы она не была интересна режиссеру, решившему заключить ее в объятия своего кино, она не была бы интересна никому.
Гораздо любопытнее в контексте девичьей темы выглядит обделенный фильм Франсуа Озона «Молодая и красивая», показанный в самом начале Каннского кинофестиваля. Это лаконичный оммаж «Дневной красавице» Луиса Бюнуэля и, вместе с этим, собственное исследование того, как 17-летняя девушка открывает для себя свое тело.
Изабель еще учится в школе, но уже ведет двойную жизнь: после школы она надевает деловой костюм, каблуки, красит губы красной помадой, представляется 20-летней Леей и становится девушкой по вызову. Несмотря на то, что жизнь женщин, продающих свое тело, довольно опасна, Озон оставляет это за скобками, поэтому никаких страстей, связанных с тайной профессией главной героини не предвидится.
Ей неинтересно со сверстниками, ее эксперименты с телесностью продвинулись намного дальше, чем у ее подруг, но она не спешит об этом всем рассказывать. Послеполуденная жизнь - между школой и возвращением домой - Изабель остается для всех тайной. Пока у нее не умирает клиент - один из тех, к кому она питала особую нежность: ведь он тоже хорошо к ней относился, не рассказывая, как некоторые, - «один раз проститутка, на всю жизнь - проститутка».
В отличие от героини Кешиша, Изабель у Озона – женщина с двойным дном. И второе дно, скрытое – до поры, до времени – от семьи, многих пугает. Так, подруга матери не разрешает своему мужу отвезти Изабель домой после того, как она целый вечер сидела с их детьми. Даже собственная мать Изабель ее боится, о чем, впрочем, не умалчивает. Неожиданно для всех девушке стало намного больше 17-ти, и никто не может свыкнуться с этой мыслью.
Франсуа Озон, недолгое время пробывший в фаворитах в определенных категориях Каннского кинофестиваля, остался в этом году без наград. Зато у нас появился первый претендент на появление во всех списках лучших фильмов 2013 года, а также разнообразных лайн-апов национальных киноакадемий, - это "Жизнь Адель". Впрочем, Украину это киноманское счастье может обойти стороной - если фильм Кешиша где-то и покажут, то только на кинофестивале, о прокате пока что никто задуматься не рискнул. "Молодую и красивую" же привезут на Одесский кинофестиваль.