С начала украинского кризиса элиты Европейского союза мучительно ищут выход из создавшейся ситуации. Вся история ЕС - это проект реализации европейских ценностей свободы и гуманизма. Но кроме этого есть еще и экономические интересы, которые не менее важны. И когда затрагиваются экономические интересы народных масс (а мы знаем, что это - электоральные голоса на выборах), порой, можно ожидать больших сюрпризов. Именно этим вызваны последние заявления одного из кандидатов в президенты Франции Франсуа Фийона, который буквально в лучших традициях «реал-политик», признается в больших симпатиях к России. Еще бы ему не полюбить Россию, когда, по всем прогнозам социологов, другой кандидат в президенты Марин Ле Пен уже обогнала и его, и еще одного кандидата Эммануэля Макрона, в рейтингах.
Пока еще, по прогнозам социологов, во втором туре и Фийон и Макрон обыгрывают Ле Пен. Но приблизительно такие же прогнозы, как мы помним, были и в США - Хилари Клинтон стабильно «обыгрывала» Трампа, но теперь-то мы знаем, чем это закончилось. Так вот, экономические интересы Евросоюза состоят в том, чтобы максимально быстро «перевернуть станицу» украинского кризиса, и вернуться к поставкам в Россию товаров из ЕС, которые могут добавить затухающему европейскому экономическому росту некую новую динамику.
Владимир Путин посылал и посылает европейским лидерам сигналы, что он не заинтересован в борьбе с Евросоюзом, что он всего лишь обозначает свои интересы в Украине - традиционной вотчине и российских императоров, и генеральных секретарей ЦК КПСС. Вот только исторические уроки всегда говорят о том, что аппетиты приходят во время еды. Как бы европейские политики не заигрались в очередное «Мюнхенское соглашение», и как бы все это не закончилось новой европейской войной…
Но находящиеся у власти британские консерваторы, традиционно пребывающие в сложных отношениях с Россией, руководители североевропейских государств, а также некоторые руководители стран «новой Европы», которые не понаслышке знакомы с агрессивной политикой России, демонстрируют трезвые и разумные подходы, понимая, что украинский вопрос является сегодня ключевым вопросом безопасности Европы.
Будучи классическим государством-лимитрофом, в представлении нынешних политиков Запада, воспитанных на геополитической доктрине Маккиндера-Спайкмена, Украина важна им как барьер от вторжения нынешних жестоких и жадных правителей России, в чем они могли убедиться по действиям РФ в Донбассе и в Сирии, когда для реализации своих интересов Россия не боится обильно проливать кровь своих и чужих граждан.
Но, для реализации таких устремлений, важна последовательность политических действий со стороны европейских политиков. А что делать если некоторые политики, готовые прийти нынешним на замену, не видят или не хотят видеть в лице России соответствующих угроз?
Наивность тех политиков, которые готовятся на замену действующим в некоторых странах, состоит в том, что они не помнят уроков истории. Предвоенный премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен и его коллега премьер-министр Франции Эдуард Даладье в 1938 году в Мюнхене тоже тожественно объявляли, что они обеспечили мир европейцам. И это происходило за год до начала Второй мировой войны! Разве можно такое забыть?! Однако, как видим, многими это забыто. Как говорил Франсуа Ларошфуко: «У нас у всех достанет сил пережить чужое несчастье»
Вот и теперь события в Авдеевке являются болью только украинцев, которые в настоящее время стоят на заслоне перед российской военной угрозой, но не многих европейских политиков, погрязших в интригах и в неполном выполнении обязательств последнего времени перед Украиной. Кстати, это не очень их беспокоит, несмотря на все пафосные слова, которые прозвучали с их стороны в наш адрес со времени Революции достоинства.
Мы знаем (украинцы мудрее, ибо мы прошли Голодомор), что веры российским элитам быть не может. С той стороны понимают только один язык - язык силы. Пока украинская армия сопротивляется чужеземному вторжению, Европа находится в безопасности. Если мы не получим соответствующей помощи - военной, материальной и моральной - может так статься, что ЕС некому будет защитить. И нынешний лидер России, или ее лидер последующий, вдруг забудут о том, что они собирались дружить с Европой, а не завоевывать ее. Такое в истории Европы было не раз - и в царские времена, и в советские. Европейцам следовало бы об этом помнить!
Можно ли ожидать продолжения международной политики США в том мейнстриме, который мы знаем все последние минимум 50 лет? Наверное, да. Хочется в это верить. Хотя последние действия президента США Дональда Трампа во внешней политике - крайне неопределенны. Можно скорее даже сказать, что направлены они на усиление изоляционистских тенденций во внешней политике США. И если предложения восьмерки европейских стран, о которым я написал выше, «повиснут в воздухе» и США их не поддержат, то можно ожидать максимально опасного развития событий в европейских делах. Впрочем, хочется верить в правоту мнения Бжезинского.
Единственное, в чем можно не сомневаться - это в воле украинцев к сопротивлению. Я в этом уверен. В этот раз российская агрессия не достигнет своих целей, как бывало в прежние времена. Народ Украины наконец-то стал свободным, а свободу просто так не отдают, за нее отчаянно борются. Свободные люди скорее умрут, чем покорятся.
Но это не означает, что мы не должны также проявлять активность на всех дипломатических фронтах. Отечественный МИД должен проявить чудеса изворотливости на дипломатическом фронте, чтобы помочь украинским бойцам на военных фронтах. И мотивировать нас в этом должно то, что мы защищаем не только свою свободу, а и всю европейскую цивилизацию от «нового Атиллы», который, как всегда, приходит с Востока.