Законопроект №5364 от 4 ноября 2016 года под длинным названием "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо реформування сфери паркування транспортних засобів" внесли десять депутатов из фракций БПП (Ярослав Дубневич, Владимир Арьев, Дмитрий Белоцерковец, Наталья Новак, Сергей Алексеев), "Народный фронт" (Антон Геращенко, Геннадий Кривошея, Игорь Васюник) и "Самопомощь" (Игорь Диденко, Сергей Кираль).
6 июня 2017 года Рада приняла законопроект за основу. Это значит, что уже следующее результативное голосование может превратить этот проект в действующий закон. Что он предполагает? Основные положения:
- Фото- и видеофиксацию нарушений правил стоянки и остановки полицейским или инспектором-парковщиком.
- Ответственности за такие нарушения владельца транспортного средства (введение "презумпции виновности" автовладельца, кроме случаев угона или документально оформленной передачи права вождения авто другому лицу - в виде договора найма, аренды, доверенности и тд).
- Обязательно нарушитель получает непромокаемую копию постановления о штрафе на лобовое стекло, электронная копия и фотоснимки нарушения будут размещаться на специальном сайте.
- Наделение уполномоченных парковщиков полномочиями рассматривать дела про админправонарушения и временно задерживать транспортные средства.
- Штраф в 20-кратном размере от стоимости часа парковки и 50% скидки в случае оплаты штрафа в течение десяти банковских дней и увеличение суммы штрафа вдвое, если он не был оплачен в течение 30 дней.
- Эвакуацию авто в случае существенных помех дорожному движению или создания угрозы безопасности движения.
Законопроект расширяет права местных советов по организации парковок. Города смогут создавать муниципальные службы инспекторов-парковальщиков, которые наравне с полицией будут фиксировать нарушения и штрафовать провинившихся. Они смогут даже эвакуировать авто при грубых нарушениях (их окончательный перечень будет в законе, но в проекте грубым значится, например, парковка рядом с пешеходным переходом или парковка в два ряда). Местные советы также смогут сами устанавливать стоимость часа аренды и внедрять платные парковки постепенно - сперва на центральных улицах, и только затем на окраинах.
Ужесточение правил парковки приведет к росту спроса на платные автостоянки, особенно в центрах крупных городов. Один из авторов законопроекта Дмитрий Белоцерковец говорит, что "городам стоит ожидать строительного бума в секторе паркингов". Он заранее предлагает заняться подготовкой предложений для инвесторов.
Интересно, что у законопроекта пока что нет явных противников. Тогда как за документ уже высказались мэры следующих городов: Киева, Одессы, Харькова, Днепра, Львова, Винницы, Житомира, Кропивницкого, Мариуполя, Ровно, Тернополя, Ужгорода, Хмельницкого, Черкасс, Черновцов и Чернигова.