В первом квартале этого года Украина продолжила ударно наращивать объёмы импорта из России. Что особенно впечатляюще смотрится на фоне падающих объемов экспорта украинских товаров к северо-восточному соседу.
Собственно, перелом в динамике товарооборота Украины и России произошел не в этом, а в минувшем году. После нескольких лет обвального сокращения его объемов (он «сжался» более, чем в четыре раза - с $38, 3 млрд. в довоенном 2013-ом до 8,7 млрд долларов в 2016 году) в прошлом году впервые был зафиксирован рост. И в этом году тенденция увеличения товарооборота с РФ, по-прежнему главным торговым партнёром нашей страны, сохраняется. Хотя уже с меньшей динамикой. Но самое важное даже не это. А то, что товарооборот Украины с РФ растёт с явным перекосом в пользу России.
Судите сами: экспорт Украины в Россию за I квартал этого года составил 853 млн долл., что на 8% меньше, чем в I квартале 2017 года. Зато импорт из России в Украину за этот же период вырос на 28% по сравнению январём-мартом 2017 года.
Кардинальная перестройка
Привязка нашей экономики к российскому рынку до начала вооружённого конфликта на Донбассе в 2014 году казалась непреложной константой для вопроса выживания украинской экономики. Поскольку до того момента уже много лет существовал торговый паритет Украины: примерно треть её товарооборота приходилась на Россию, ещё треть – на Евросоюз, оставшаяся треть – на все остальные страны.
Геополитическая и геоэкономическая реальность для страны кардинально изменилась в 2014 году.
Во-первых, вследствие подписания двух Соглашений Украины с ЕС - об ассоциации и о зоне свободной торговли.
Во-вторых, из-за жёстких санкций со стороны России в ответ на подписание этих соглашений и на приход после Евромайдана новой власти в Киеве.
В-третьих, из-за военной агрессии РФ против нашей страны, приведшей к потере Крыма и части территории такого мощного промышленного региона как Донбасс.
И в-четвёртых, вследствие организованного Россией и поддерживаемого ею вооруженного конфликта на востоке страны.
В этих новых реалиях Украина попыталась кардинально перестроить функционирование своей экономики. Частично эта перестройка удалась. В частности, в условиях потери возможности вести бизнес с Россией as usually ряд украинских предприятий смогли выйти на новые рынки – не только (и большинство не столько) в Европе, но и в Азии, Африке, Латинской Америке. Плоды этой перестройки в отдельных случаях впечатляют.
Тем не менее, на втором месте по значимости для украинского экспорта твердо закрепился член Евросоюза - Польша. Экспорт товаров из Украины в Польшу в I квартале составил 816 млн долл. «Уровень России не преодолен, но это пока. Не исключено, что в этом году Польша займет место РФ среди главных покупателей украинского экспорта. Вот это действительно будет удар по самолюбию отдельных политиков и создаст определенный резонанс в украинской экономике», - пишет экономист Александр Охрименко.
Эффект отскока
В целом 2014-2016 годы были периодом ускоренной перестройки на марше украинской экономики в условиях кризиса и затяжной войны с Россией. А 2017-ый стал годом стабилизации и возвращения к лучше просчитанным и экономически оправданным действиям – по сравнению с форс-мажорными антикризисными действиями в 2014-2016 годах.
Для экономистов понятно, почему в условиях этой стабилизации произошла частичная реанимация многолетних отлаженных торговых связей между украинскими и российскими предприятиями.
Но для многих украинцев информация о впечатляющем росте в 2017 году двухстороннего товарооборота между Украиной и Россией стала двойным шоком.
Шок первый: Россия, признанная политическим руководством Украины «страной-агрессором» начала в 2017-ом активно восстанавливать свои позиции в торговле Украиной после спада 2014-2016 годов. К примеру, уже за первый квартал 2017 года из Украины в Россию было поставлено товаров на $935 млн. — что аж на 44% больше, чем за те же три месяца в 2016-ом. В целом же за по итогам всех 12 месяцев 2017 года показатели получились гораздо скромнее – наша страна увеличила экспорт товаров в Россию на 9,6%.
В результате доля РФ во всех экспортных поставках Украины достигла 9%. Несомненно, это меньше довоенных показателей, когда поставки к северному соседу находились на уровне 20% украинского экспорта. Но тем не менее, это больше, чем в любую другую страну - в уходящем году РФ осталась крупнейшим покупателем украинской продукции.
Шок второй: одновременно с ростом украинского экспорта в РФ, увеличился и импорт из «страны-агрессора» в Украину. Импорт российских товаров за прошедший год вырос гораздо значительнее, чем экспорт, увеличившись на 39,9% по сравнению с 2016 годом.
В цифрах наша торговля с РФ в убыток себе выглядит действительно впечатляюще: за 2017 год Украина экспортировала в Россию товаров на 3,9 млрд долларов при том, что импорт составил 7,2 млрд долларов. Таким образом, покупка товаров превысила продажу почти на 3,3 млрд долларов.
Что более, чем вдвое превышает показатель аналогичного периода минувшего года ($ 1,5 млрд.). Таким образом, из объективной тенденции оживления товарооборота наших стран бОльшую выгоду получает, к сожалению, не Украина.
Причем темпы увеличения товарооборота Украины с Россией в 2017-ом существенно превышают темпы этого роста на европейском направлении.
Что покупают друг у друга Украина и Россия
Между тем, с точки зрения экономических реалий ничего сенсационного в оживлении товарооборота с Россией нет. Какие бы определения не давали России в политических заявлениях президент Порошенко и депутаты, но Россия - одна из немногих стран, которая согласна покупать продукцию украинского машиностроения. Это трансформаторы, двигатели, станки, и оборудование для промышленных предприятий, вагоны и трактора. Украина продает продукцию машиностроения и в Грузию, а также Казахстан, Молдову и Азербайджан, но по сравнению с РФ там небольшие рынки сбыта.
Рост импорта из России также объясняется достаточно просто: после прекращения поставок антрацита с Донбасса для украинских химпредприятий и остановки значительной части этих предприятий Украина вынуждена покупать из-за границы необходимую ей (в том числе для приносящего основную валютную выручку сельского хозяйства) готовую химическую продукцию и нефтехимию. И покупает её большую часть в РФ. Только в первом полугодии 2017 года товарооборот по минеральным продуктам с РФ составил $1,3 млрд, что сопоставимо с результатами всего 2016 года.
Таким образом, пожалуй, пока ещё нельзя говорить о том, что в 2017-ом – 1 квартале 2018-го году товарооборот между Украиной и Россией полностью вернулся на экономически обоснованные позиции. Но уже очевидно, что начавшийся в прошлом году процесс продолжился в первом квартале нынешнего года. И продолжится в остающиеся три квартала 2018-го.
Судя по динамике этого процесса, развитие ситуации с двусторонним товарооборотом находится в прямой корреляции с интенсивностью конфликта двух стран на Донбассе. Именно во время острой фазы этого конфликта товарооборот между Россией и Украиной упал в несколько раз. В 2017-ом же ситуация соответствовала вялотекущему противостоянию на фронте. И, несмотря на наличие санкций, происходило восстановление торговых связей. То есть вектор изменил направление.
Это произошло даже при том, что при сохранении в целом структуры взаимной торговли (традиционно это были нефть с газом и их производные, продукты питания и сельхозсырье, оборудование и др.), произошли важные коррективы. А именно - начиная с конца 2015-го Украина не покупает газ напрямую у «Газпрома». Кроме того, начиная с 2016-го года практически полностью прекратилось военно-техническое сотрудничество двух стран. И из товарооборота исчезли товары, подпадающие под категорию «скрытый раздел», в который в частности включаются товары производства оборонно-промышленного комплекса, технологии и вооружение. Ещё в 2014 году (когда Крым был уже аннексирован, а на Донбассе полным ходом шли боевые действия) в структуре товарооборота этот раздел занимал солидные 20,7% - около 5,7 млрд долларов.
К business as usual возврата не будет
Произошедшее в 2017-ом году «отталкивание от дна» в двустороннем товарообороте стало возможным после того, как Украина драматически и с большими потерями смогла пережить 2,5-летний период чрезвычайно сильной турбулентности в её экономике. Когда эту экономику, образно говоря, пытались накормить взрывоопасной и не перевариваемой смесью из «цветочно-шоколадного» периода надежд о прорыве Украины на ключевые рынки ЕС (начался с подписанием в 2014-ом Соглашения о свободной торговле с Евросоюзом) и жёстких санкций против украинских товаропроизводителей со стороны РФ.
Однако это именно отталкивание от дна, а не качественное изменение экономических отношений двух стран. Говорить о возвращении двустороннего товарооборота на довоенный уровень 2013-го года не приходится. И не придётся ещё долго: для Украины Россия остаётся политическим и военным противником, страны находятся во враждующих геополитических конструкциях.
В 2018-ом Россия продолжает и в обозримом будущем так же не прекратит масштабную и глубоко эшелонированную агрессивную «гибридную войну» против Украины как составной части и форпоста противостоящего ей блока западных демократических стран. В таких обстоятельствах о широкомасштабном ренессансе двухсторонних экономических отношений говорить не приходится.