Премьер-министр А. Яценюк с министром финансов Н. Яресько встречались с президентом П. Порошенко, чтобы затем согласовать действия с Главой НБУ В. Гонтаревой. Ведь куда ни кинь, кругом недовольство и обеспокоенность. Рецессия и банкротство. Растерянность и страх. Впереди еще более «жизнерадостные» перспективы. Сколько времени экспертному сообществу еще ждать, чтобы власти начали слышать и слушать своих украинских предпринимателей и экспертов?
Ведь уже ни для кого не секрет, что цели В. Гонтаревой и А. Яценюка, как мы сегодня видим, носят разностный характер, даже при видимой общности. А ведь не только на валютном рынке, а и в магазинах уже паника. Чтобы эту панику остановить, властям сначала надо действовать, а потом демонстрировать спокойствие и выдержку. Однако действий нет. Есть лишь с их стороны попытки предпринять шаги, которые, возможно, будут признаны целесообразными.
Напомню, 24 февраля межбанковский доллар пробил психологическую отметку в 33,50 гривен! А 25 февраля на межбанковском валютном рынке торги по доллару США всё-таки открылись котировками 28,5-32,2 грн за доллар, хотя на «черном рынке» «американец» до сих пор продается до 40 гривен. Плюс инфляция начала активно реагировать на обесценение гривны. А обновленный прогноз премьер-министра Арсения Яценюка по уровню инфляции в 2015 году повышен уже до 26%.
Слишком запоздало, но всё же правильно, что с 24 февраля, наконец-то, Национальный банк Украины запретил кредитовать в гривне юридические лица под покупку валюты. Давно было всем известно, что у нас на курс валют влияют не физические лица, а банки, которые осуществляют операции купли-продажи валюты. Более того, полученный "рефинанс" они направляют не на кредитование предприятий реального сектора экономики, а на покупку иностранной валюты.
Вот почему из-за последних действий руководства НБУ меня всё больше волнует одна мысль: «Как скоро всё навернется?!». Да, с одной стороны, у нашего Нацбанка еще остались какие-то активы на балансе. С другой стороны, его обязательства – это, по сути, наша гривна. Наш национальный актив – это де факто его обязательство. Но когда Глава Национального банка так легко играет с балансом НБУ, не только у меня одного это вызывает искреннюю тревогу и беспокойство. Мы же все видим эти скачущие котировки курса гривны.
И что? А если так и дальше будет продолжаться в монетарной политике? Ведь кошельки людей этого сейчас уже не выдерживают. А Гонтарева и дальше будет расширять денежную базу, не выключая печатный станок? Что будет с гривной? Конечно, что-то подобное было на старте количественного смягчения в США. Но Украина – это не Америка. Да, еще не так давно ФРС Соединенных Штатов заливал деньгами американскую экономику, а денежное предложение снижалось почему-то. Почему? Да потому, что снижались денежные мультипликаторы – банки не кредитовали. Вот и мы сегодня находимся почти в аналогичной ситуации.
При этом реальность украинского финансового рынка стремительно меняется. Гривна скачет, аж дух захватывает. И наши банкиры не очень-то хорошо понимают, как в этой новой реальности позиционировать линейку своих продуктов. На что им сейчас ориентироваться во вновь формирующейся системе ценностей? Всё быстро меняется, и требуется время, чтобы им адаптироваться к новым реалиям.
Да, все мы люди, а не машины по зарабатыванию денег. У всех у нас рациональность ограничена, и в банках работают такие же люди, как в других сферах экономики. Если сегодня все растеряны и озадачены, то почему банкиры должны знать что-то такое, что всем остальным не ведомо?! Нет и здесь исключений, к сожалению.
Думаю, что в нашем случае именно НБУ пытается компенсировать провалы в работе финансового рынка Украины, в частности, из-за позиции банков «не кредитовать» и частично разрушенной инфраструктуры банковской системы. И это не только уход с рынка более 40 банков, недостаток собственного капитала у подавляющего большинства финучреждений, введение очень высокой учетной ставки в 19,5% и т.д. и т.п. Главное же наше отличие от основных базовых принципов банковской системы Америки в том, что наша построена и полагается на примитивном инстинкте – жадности. И основные наши проблемы растут именно отсюда. А моральное сегодня у нас не одобряется.
Более того, убежден, что сегодня для финансовых властей важнее всего – это не перешагнуть ту границу, за которой будет небезопасно для гривны. Хотя сейчас слишком усиливается давление на курс национальной валюты. У меня есть ощущение, что НБУ всё более смещается в сторону опасного избытка гривны, пусть даже не дешевой, но избытка. Это очень важный и опасный фактор, который будет создавать условия для атак на гривну.
Это далеко не одного лишь меня сильно волнует. Спекулянтов текущая ситуация особенно заряжает на новые атаки с целью пробить официальный уровень в 40 гривен за «американца». Кстати, под спекулянтами я и другие экономисты подразумеваем тех, кто покупает валюту за кредитные деньги. Дальнейшая логика действий этих спекулянтов очевидна. Вот в такие моменты особенно важно рассчитывать на собственные силы и внутренние резервы. И, конечно, на свои мозги.