ГоловнаСуспільствоЖиття

Сучасна міфологія

Анализируя феномен нацизма, исследователи обычно возлагали наибольшую ответственность на мелких коммерсантов, бакалейщиков и прочих невыразительных немецких граждан, легко и просто объединяющихся в легковерную толпу. Лишь некоторые западные исследователи считали, что в становлении нацистского государства сыграли свою роль так называемые «интеллектуалы-пролетароиды» (определение Вебера). Именно они, хорошо образованные люди, виновны во всех революциях насилия как в средние века, так и в 20 веке. Эта же разрушительная двойственность была и в движении Мая 1968 года во Франции, где умное и немного карнавальное лицо идеолога и предводителя Даниэля Кон-Бендита не смогло спрятать лицо самого движения, страшного, мстительного и алогичного.

Революции как и войны неизбежны. Поскольку мы, человечество, несовершенны. Прелесть разнообразия таит в себе угрозу агрессии. Кто-то давно сказал: закончившаяся война сеет семена следующей. Именно поэтому мы обязаны осмысливать не только историю, но и текущие события. И свое место в них. Политология всматривается в лица участников событий, философия (в переводе – любомудрие) в их причины. В этом смысле воцарение Путина нисколько не нарушило логику событий в России, но лишь проявило её. Вспомним о мелких лавочниках, бакалейщиках и прочих невыразительных гражданах эпохи нацизма… Можно бесконечно спорить, умен ли российский идеолог Александр Дугин, принадлежит ли он и подобные ему к всемирному клубу яйцеголовых. Да, принадлежит. В этот клуб принимают совсем не за высокие моральные качества.

Понимаю, свожу несводимое. Идеология Даниэля Кон-Бендита и таковая у неоевразийца Дугина несопоставимы. Кроме одного, весьма существенного: они оба презирают обыкновенного, избегающего риска и проявления ярости гражданина. Того самого классического рантье, стригущего купоны. Тихого, боязливого и послушного человека, легко солидаризирующегося с зовом толпы. Человека, как-то незаметно для самого себя из рабочего, сапожника или провинциального клерка превращающегося в офицера СС, беспощадного чекиста, предводителя студенческих революционных масс.

Фото: EPA/UPG

Такой гражданин никогда не станет героем-одиночкой, не выйдет на площадь, протестуя против социальной несправедливости. Он всегда солидарен с массой, в которой он может позволить себе чувствовать себя комфортно, никого не боясь.

Путин – не идеолог. И, по-видимому, достаточно иронически относится к интеллектуальной продукции кандидата философских наук Александра Дугина. Он – сугубый практик, прежде поверивший нескладно мыслящим историкам. Тем историкам, которые сообщают читателям и слушателям только удобные для них места и события. Уверен, что период романтической оценки российского прошлого у господина Путина был коротким. Дугин и подобные ему мифотворцы Владимиру Владимировичу давно не интересны. Разве что, забавны. Современную российскую мифологию выстраивают совершенно иные люди, умные, образованные и циничные. Эти «интеллектуалы-пролетароиды» начала 21 века, как и их советские, немецкие и французские предшественники спустя короткое время займут совершенно иные социальные ниши в российском обществе. Так было и во Франции, где горячие сподвижники Даниэля Кон-Бендита резко порвали со своим идеологическим прошлым и стали вполне буржуазными анти-марксистами в должностях министров, плодовитых политических философов и респектабельных университетских профессоров.

Так случится и в России. Будет ли в ней место Дугину и Стрелкову-Гиркину, не уверен.

Семен ГлузманСемен Глузман, дисидент, психіатр
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram