Все публикацииПолитика

Переживут ли украинцы очередное повышение коммунальных тарифов?

С 1 мая 2016 года в Украине уравнена стоимость природного газа для населения и предприятий теплокомунэнерго с ценой для промышленных предприятий. Горячая вода подорожала почти вдвое, так как ее стоимость напрямую зависит от цены на газ для предприятий теплокоммунэнерго, и теперь для многих украинцев стала роскошью. Цена на газ для тех, кто использовал более 1200 кубометров в отопительный период – то есть, для состоятельных украинцев - символически снизилась на 4,3%.

При этом для тех, кто использовал менее 1200 кубометров – то есть, для менее состоятельных и бедных украинцев – цена на газ выросла почти в два раза, с 3600 до 6879 грн за тысячу кубометров. Под эту категорию попадает, фактически, весь старый жилой фонд городов и все села Украины. Институт Горшенина провел круглый стол по данной теме, в ходе которого политики и эксперты пытались разобраться в том, насколько обоснованы новые тарифы, и как изменится жизнь украинцев в связи с данным нововведением.

Фото: Макс Требухов

Лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко заявила, что в тарифе на газ, который установлен Кабинетом министров, заложен скрытый налог.

"Себестоимость украинского газа составляет от 15 до 18 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, он продается гражданам Украины по цене 285 долларов за тысячу кубических метров. Цена на границе между Европой и РФ составляет 147 долларов. В бюджете РФ для Украины заложен газ по цене 142 доллара. Возникает вопрос - почему продавать газ украинцам при такой конъюнктуре по 285 долларов?" - сказала лидер "Батькивщины".

"Ответ простой - в результате падения экономики бюджет дефицитный. Такая цена установлена, чтобы скрыть реальный налог, который берут с граждан в бюджет", - заявила Юлия Тимошенко.

По ее словам, в других странах в цене газа стоимость налога составляет 12-15%, в Украине этот показатель - 52%.

Тимошенко считает, что выходом из сложившейся ситуации должен стать новый подход к установлению цены.

"Нужно поделить всех на категории потребителей. Если потребляют большой объем газа - а это большие квартиры, дома, бассейны - поставьте им в два раза выше рыночной цены на газ, но для людей поставьте окупаемую цену, которая не приносит убытка добывающим компаниям, но и не требует введения субсидий", - заявила Тимошенко.

При этом она объяснила, почему считает субсидии обманом и почему лучше средства, выделенные на них, направить на повышение соцстандартов.

"Субсидии - это большой обман. Есть ряд факторов. Первый - людей, у которых нет денег, наполнили субсидиями и у них как минимум не будет стимулов экономить энергию. Ну зачем экономить, если за все платит государство?", - заявила Тимошенко.

"Во-вторых, деньги на субсидии не из космоса на нас падают, они идут из бюджета. Эти деньги можно было бы направить на индексацию пенсий и зарплат, и тогда не нужно было бы субсидии. Людей искусственно загоняют в нулевые пенсии и зарплаты, искусственно сажают на крючок субсидий, и на самом деле тратят деньги на субсидии, когда этого не надо делать - просто надо поставить адекватную цену на газ", - считает лидер "Батькивщины".

Третий фактор, по словам Тимошенко, - это отсутствие их монетизации. "Эти деньги не платят людям, чтобы они направили их на энергосбережение, утепление домов, замену оборудования, а остаток оставили себе в качестве премии за то, что они сэкономили. Это же разумно", - считает она. Субсидии на самом деле идут в "Нафтогаз", подчеркнула она.

Еще одним фактором против субсидий Юлия Тимошенко называет то, что "людей делают финансово зависимыми и такими, которых затем снять с субсидий невозможно".

В свою очередь, народный депутат Украины от "Самопомощи" Алена Бабак отметила, что из-за роста коммунальных тарифов, половина граждан Украины оказались за гранью бедности и предложила заморозить дальнейшее увеличение тарифов.

Алена Бабак(правее) и Соня Кошкина, модератор круглого стола
Фото: Макс Требухов
Алена Бабак(правее) и Соня Кошкина, модератор круглого стола

Алена Бабак отметила, что первое существенное повышение цен на газ для населения в 2015 году было экономически обоснованным, потому что финансировать "Нафтогаз" в тех объемах, как раньше, государство уже не имело возможности.

"Сегодняшнее повышение цен экономически обоснованным назвать невозможно. Потому что за последние два года платежеспособность украинских граждан снизилась на 25,4%, уровень бедности среди работающих увеличился за последние три года с 19,6% до 52,3%. В условиях, когда настолько растет бедность, повышать стоимость жизненно важных услуг, недопустимо. Это неправильна экономическая политика государства", - заявила Бабак.

"Каждая вторая семья, по прогнозам правительства, будет на адресных субсидиях", - возмутилась депутат.

По ее мнению, государство в сложившихся условиях должно работать в двух направлениях - способствовать росту доходов граждан и заморозить рост затрат.

"В нашем случае такими затратами являются затраты на коммуслуги и транспорт. Все остальное - это рыночные отношения, и государство там мало влияет на формирование цен", - заявила депутат.

Считает неподъемными нынешние тарифы на газ и директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

Он отметил, что решение о повышении газового тарифа для населения, которое Кабинет министров осуществил с 1 мая, содержит в себе системную ошибку.

"Необходимы формульные индикативные подходы к определению цены. Цена и тарифы не могут определяться по принципу пол - палец - потолок. Вот как господин Демчишин делал: себестоимость угля - 1100, я так посчитал, и не важно, что госшахты работают при себестоимости 1500-2000. То же самое происходит и в коммунальных услугах. Поэтому если отвечать коротко, как должны формироваться тарифы - они должны формироваться в соответствии с покупательной способностью населения", - сказал Землянский.

Тариф на уровне 6,9 гривны за кубометр газа для населения не соответствует покупательной способностью, считает он.

"Ни одна страна в мире, имеющая собственный ресурс, не берет в качестве индикатива ценообразования импортный паритет. То есть всегда используется смешанная модель импортного паритета и себестоимости добычи газа внутри страны", - добавил Валентин Землянский.

Он добавил, что необходимо обеспечить 100%-ный учет коммунальных услуг, которые поставляются, и гарантировать должное качество поставляемых услуг за счет повышения конкуренции на рынке поставок газа.

"Единственным выходом на сегодня является выравнивание тарифа на уровне не более 3600 гривен за тысячу кубических метров. Это даже с учетом коррупционной составляющей", - считает он.

Валентин Землянский подчеркнул, что в противном случае следующий отопительный сезон может стать катастрофическим.

Эксперт ОО "Фонд общественной безопасности" Юрий Гаврилечко также считает, что цена на газ для населения, установленная Кабинетом министров, завышена. Он призвал учесть себестоимость украинского газа при определении тарифа для населения.

"Чтобы сказать, какой должна быть реальная цена украинского газа, можно взять его себестоимость - пускай туда пойдет и инвестиционная составляющая - и то, что мы закупаем за границей. Прийти к средней цене, дальше сформировать не розничную цену - ни одной страны нет, где бы устанавливалась розничная цена, - а оптовую цену. И дальше, в зависимости от категории потребителя ее повышать на определенный процент. Если мы это сделаем, то можно выйти на 3600 гривен", - заявил он.

В ходе круглого стола, депутат Верховной Рады Александра Кужель призвала депутатов не голосовать за нынешнюю редакцию законопроекта, который регулирует деятельность Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

"Если мы проголосуем тот законопроект, который поддержал комитет, то это будет коррупционный законопроект. Не может президент назначать туда людей. До тех пор, пока регулятор назначается президентом, правящей коалицией и правительством, у нас будет неконкурентная среда. До тех пор, пока у нас есть монополия, не может быть экономически обоснованной конкурентной цены", - заявила Кужель.

Напомним, в апреле 2016 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2966-д об НКРЭ.Проект закона предусматривает, что комиссия будет состоять из семи членов, назначаемых и увольняемых указом президента.Будущие члены НКРЭ будут отбираться номинационной комиссией в составе пяти человек (трое из членов номинационной комиссии отбираются парламентским комитетом по ТЭК, еще двое – парламентским комитетом по ЖКХ).

Полную запись круглого стола ожидайте в ближайшее время.