ГоловнаПолітика

Опозиція його величності

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что ни в коем случае не допустит новых парламентских выборов. Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман уверяет, что не стоит преувеличивать украинского политического кризиса и что “абсолютное большинство демократических сил украинского парламента готово к созданию новой коалиции, нового правительства и усиления выполнения всех необходимых реформ”.

Фото: constitution.gov.ua

Пока что трудно сказать, что означают эти заявления на практике. Но они очевидно демонстрируют, что президент – под влиянием собственных политических расчетов или внешних факторов – определился с необходимостью сохранения существующего парламента и достижения компромисса по созданию в нем работоспособной коалиции и правительства.

Особенность формирования такой коалиции, что она арифметически не создается без участия двух крупнейших демократических фракций и одной из маленьких. То есть в своих расчетах Петр Порошенко все равно не может обойти Народный фронт. А Народный фронт не может отказаться от Арсения Яценюка – и это не просто политическое упрямство и даже не проявление партийной солидарности, но и трезвый расчет – рейтинг премьера, судя по последним социологическим данным, все равно намного выше рейтинга и самой партии, и остальных ее ярких фигур. И если будут выборы – то это Яценюк будет обеспечивать мандаты своим соратникам, а не они Яценюку. И это тоже реальность, с которой президенту приходится считаться - в свой депутатский список он “народнофронтовцев” все равно не возьмет, так как этот список в случае досрочных парламентских выборов будет намного короче существующего.

Таким образом, для формирования коалиции необходимо объединить усилия БПП, Народного фронта и еще одной небольшой фракции – например, радикалов, с которыми продолжаются консультации. Но в случае, когда станет очевидным, что досрочных парламентских выборов не намечается, не исключено присоединение и кого-то еще из покинувших коалицию – чего не сделаешь ради спасения Отечества.

В этой ситуации в выигрыше оказывается, как ни странно это прозвучит на первый взгляд, сам президент. Да, глава государства не получает столь важного для него контроля над кабинетом главы правительства и рядом ведомств. Но если сохраняется стабильное правительство во главе с тем же премьером, то ответственность за экономическую ситуацию в стране несет все тот же Яценюк. И президент в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации может вновь вернуться к идее переформатирования правительства в свою пользу и даже досрочных выборов – такие возможности появляются у него уже осенью. В выигрыше и “Народный фронт” – так как Яценюк своим сохранением во главе правительства продемонстрирует, что готов если не к нападению, то к активной обороне и может выстоять под ударами дружественной пропагандистской артиллерии, атаковавшей его и правительство несколько месяцев кряду и создавшей в обществе атмосферу тотального недоверия к власти и привычного для многих украинцев ожидания скорого прихода политического мессии.

Если Ляшко окажется единственным партнером двух больших фракций в правящей коалиции, то он тоже в выигрыше – причем такого успеха у него не будет в случае досрочных выборов, так как новый парламент будет куда в большей степени фрагментирован, чем нынешний, и там многого не выторгуешь.

При этом радикалы могут даже не голосовать за те законопроекты и предложения, которые будут вноситься. А вот “Батькивщина” и “Самопомощь” окажутся в непростой ситуации политических формирований, раньше времени начавших предвыборную борьбу и каждой из партий придется определяться со своей новой ролью в парламенте.

Фото: Ольга Якимович

Судя по заявлениям лидеров “Самопомощи”, она готовится к роли демократической оппозиции – но ей придется конкурировать на этом поле с “Батькивщиной”. Судя по той очевидной ревности, которой сопровождался выход каждой из партий из коалиции, в новой ипостаси “Самопомощь” и “Батькивщина” рискуют больше критиковать подходы друг друга, чем власти. Кроме того, всякий раз будут попадаться законопроекты, за которые необходимо будет голосовать, чтобы не потерять расположение потенциального электората – и вместе с тем голосовать так, чтобы конкурент по “демократической оппозиции” не имел возможности обвинить тебя в продажности.

Кроме того, мы имеем дело с двумя партиями, лидеры которых вписаны в существующую систему взаимоотношений в номенклатуре и у каждого есть обязательства. Юлия Тимошенко в любом случае будет заинтересована в сохранении контакта с президентом и властными структурами, принимающими решения. В еще большей степени в сохранении взаимопонимания заинтересован Андрей Садовой – он все же отвечает не столько за партию, сколько за Львов. А Олег Березюк называет Петра Порошенко, главу, между прочим, парламентско-президентской республики “батьком нации” и даже не пытается сделать вид, что издевается. Так что если это и будет оппозиция – то оппозиция его величества.

Еще один проигравший в случае, если выборов не будет – Михаил Саакашвили. Бывший грузинский президент развил бурную деятельность национального масштаба и возникает вопрос – что ему с этой деятельностью делать, если выборов не будет? Возвращаться в Одессу и работать главой администрации, сталкиваясь с очевидным неприятием в правительственных структурах? Продолжать поездки по стране в роли общественного активиста – в то время, как каждому ясно, что Саакашвили – политик и думает о собственном политическом проекте? Переходить от критики премьера к критике президента? И самое главное – как сохранить энергию “бури и натиска” на долгие месяцы, ожидая, что Порошенко наконец-то решится на досрочные выборы. Сколько ждать? Что делать в это время?

Этот вопрос задают себе и Саакашвили, и Тимошенко, и Садовой. Но пусть они не беспокоятся так сильно – Яценюк тоже задает себе этот вопрос.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram