Все публикацииПолитика

​Разруха в головах

Есть ли в Украине политический кризис, требующий отставки правительства и создания новой правящей коалиции? Действительно ли страна находится на грани экономического коллапса и единственный выход из этого коллапса – отставка правительства и смена премьер-министра? Действительно ли фракции правящей коалиции не могут найти взаимопонимания между собой по кардинальным вопросам экономического реформирования?

Фото: rada.gov.ua

Отвечаю – да, действительно. Только этот кризис – не в реальной жизни. Это кризис – в головах. И совершенно не важно, чьи это головы – головы зрителей телеканала “Интер”, депутатов Олега Барны или Мустафы Найема, российского олигарха Константина Григоришина или даже президента Петра Порошенко. Важно другое – чтобы виртуальный кризис не стал реальным.

Реальный кризис в стране был бы, если бы власти не смогли договориться с международными финансовыми организациями, если бы нам отказали в поддержке союзники, если бы сложились бы условия для реванша антигосударственных сил и возвращения Украины в состояние до 2014 года. Ничего этого не происходит – вице-президент США во время недавнего визита заявил о поддержке украинской власти и призвал ее к единству, МВФ готов выделить очередной транш, общий рейтинг демократических сил значительно превышает рейтинг Оппоблока, да и сам Оппоблок пытается откреститься от родства с Путиным и Януковичем. Означает ли это, что правительство работает эффективно и безошибочно? Конечно, не означает. Но для того и существует коалиция, чтобы ее участники вовремя делали выводы, стремились к взаимопониманию министров и парламентариев, добивались единства действий и намерений президентуры, правительства и Верховной Рады.

Но для тех, у кого в голове кризис, единственный выход из ситуации состоит в отставке премьер-министра Украины и формировании нового правительства с неизвестным руководителем во главе. Впрочем, есть люди куда более реалистичные. Они уверены, что такой новый премьер – еще один шаг для усиления полномочий главы государства и преодоления дуализма власти, который не заложен – кто бы там что ни говорил – в действующей Конституции, но которого легко добиться политическими методами. Если во главе государства – сильный политик.

А во главе государства – сильный политик. Петру Порошенко, пришедшему на президентский пост без собственной партии и даже без собственной команды за время пребывания на посту главы государства удалось сформировать если не команду, то партию, которая имеет самую большую фракцию в парламенте, самое большое влияние в коалиции и самое большое количество министерских портфелей. Именно это обстоятельство электорального успеха и позволяет говорить о двух центрах власти. И почему нужно удивляться, что один из этих центров хочет усилиться за счет другого?

Фото: Макс Левин

Но необходимо понимать, что у такого усиления существуют свои пределы – опять-таки, определяемые электоральным успехом. Можно сколь угодно долго рассказывать о рейтингах Народного фронта и Яценюка, но работаем мы с результатом, достигнутым на последних парламентских выборах. Этот результат диктует простые условия формирования власти – либо ее формируют БПП, Народный фронт и еще три, две (или одна) демократические партии – либо Народный фронт выходит из коалиции и остальным ее участникам придется формировать коалицию с Оппозиционным блоком. Поскольку я не очень верю, что лидеры демократических партий согласятся делить министерские портфели с Бойко и Левочкиным, то мы опять-таки возвращаемся к единственно возможному варианту формирования коалиции – БПП, Народный фронт и демократические партии.

Могут ли коалиционные партнеры этого не понимать? Не могут, считать умеет каждый. Но в голове у некоторых представителей БПП существует идея, вчера озвученная Мустафой Найемом в качестве “домашней заготовки” (и эта заготовка куда опаснее, куда безответственнее чем злосчастный букет Барны) – Народный фронт остается в коалиции, просто предлагает другую кандидатуру главы правительства. Какую кандидатуру, впрочем, не очень ясно – но ясно, что эта кандидатура может быть вообще не из Народного фронта. Может быть, это вообще должен быть иностранец. Главное – что второй центр власти исчезнет раз – и навсегда. По крайней мере, до следующих парламентских выборов.

Но Народный фронт – политическая партия у которой есть лидер. И эта партия – если она хочет сохраниться или даже если она хочет переформатироваться – не должна выглядеть “партией терпил”. Потому что в этом случае это катастрофа не для партии и даже не для отдельных членов этой партии. Это катастрофа для страны.

Кто не понимает этого – пусть посмотрит, что происходит в соседней Молдове. Там борьба двух центров власти – олигарха и фактического лидера Демпартии Влада Плахотнюка и лидера либерал-демократов Влада Филата – привела вначале к тому, что правительство Филата отстранили от власти за коррупцию, потом запретили Филату решением Конституционного суда - ! – занимать пост главы правительства, потом вообще арестовали по тем же коррупционным обвинениям. Справедливость как бы торжествует, центр власти “почти один”, правящей коалиции нет, стабильного правительства в стране нет – и финансовой помощи ей никто не оказывает. Кредиторы ждут стабилизации, то, что осталось от экономики, валится в тартарары, европейские перспективы Молдовы – еще недавно “любимого дитяти” Евросоюза испаряются на глазах – и это при том, что Молдова не воюет с Россией, а наша война еще не окончена.

Фото: EPA/UPG

Нужно понять одну очень простую вещь. Дело не в том, нравится вам Яценюк или нет, считаете ли вы его реформы эффективными или хотели бы, чтобы все двигалось быстрее, рассчитываете на помощь международных финансовых организаций – или, как говорит Михаил Саакашвили – готовы обойтись и без них. Дело в элементарной политической логике. Если эта логика не по вкусу – нужно отправлять правительство в отставку и идти на досрочные выборы. Но при этом никаких гарантий того, что нынешние ниспровергатели на этих выборах победят – потому что тогда уже начнется настоящий, а не виртуальный кризис, настоящая, а не виртуальная разруха – и общественное мнение легко может качнуться на сторону тех, кого сейчас обвиняют во всех грехах. Условно говоря, при гривне за 70 изберут тех, при ком она была 25 – и немного останется тем, кто тратил золотовалютные запасы для того, чтобы она была за 8. А все остальные могут оказаться за бортом. Так что с политической точки зрения Арсению Яценюку и его правительству действительно выгоднее уйти, возложив ответственность за реальное будущее страны на своих оппонентов.

А с государственной – лучше остаться.