ГоловнаПолітика

Наедине с Владимиром Путиным

Президент Беларуси Александр Лукашенко решился начать новый раунд противостояния с Европейским Союзом. После того, как в Брюсселе расширили список невъездных белорусских чиновников, Министерство иностранных дел Беларуси отозвало из Брюсселя и Варшавы постоянного представителя страны при Евросоюзе и посла в Польше.

Фото: EPA/UPG

Одновременно руководителю представительства ЕС в Минске и послу Польши в Беларуси было также предложено выехать из страны «для консультаций» - чтобы донести до руководства Евросоюза и Польши решительную реакцию белорусского президента. Но в столицах стран ЕС не стали ждать этой решительной реакции: уже на следующий день было принято решение об отзыве всех послов стран Европейского союза. А представители стран ЕС отозвались о шагах белорусского президента с беспрецедентной жесткостью.

По большому счету, речь идет о настоящей «холодной войне», для которой решение о расширении списка невъездных чиновников стало лишь поводом. Еще до обнародования этого списка Александр Лукашенко несколько раз выступал с нападками на Европейский Союз, обвиняя руководителей стран ЕС в попытках вмешаться во внутренние дела «такой же демократической», как и другие европейские страны, Беларуси и напоминая, что его страна в чужие дела не вмешивается.

Впрочем, вряд ли нужно утверждать, что эта дипломатическая война действительно нужна белорусскому президенту.

Лукашенко уже не в первый раз идет на обострение отношений с Западом.

Но на этот раз в совершенно новых обстоятельствах. В 1998 году послы уезжали, когда Лукашенко буквально вышвырнул их из резиденций в приглянувшихся ему Дроздах, которые он решил превратить в белорусское Межигорье. Но тогда западные дипломаты уезжали из-за неуважения к их статусу. А сам Лукашенко мог ощущать себя полноправным хозяином страны - газотранспортная система была в его руках и Москва исправно поставляла Минску достаточное для сохранения социальной стабильности и обогащения местной элиты количество нефти.

Сегодня Лукашенко - далеко уже не тот, что раньше. Он вынужден был отдать России ГТС в условиях беспрецедентного для его страны экономического кризиса, практически уничтожившего национальную валюту Беларуси. Даже у его традиционного электората возникли сомнения в том, что рассказы президента о бесконечной стабильности и «самом чистом месте на глобусе» отвечают действительности. Все попытки Лукашенко добиться альтернативных поставок энергоресурсов в Венесуэле и других странах не увенчались успехом - украинские энергетики, договаривавшиеся с Беларусью о транзите венесуэльской нефти, знают об этом лучше, чем кто бы то ни было.

Александр Лукашенко и Уго Чавез
Фото: EPA/UPG
Александр Лукашенко и Уго Чавез

Более того, даже сейчас белорусская экономика серьезно зависит от поставок своих нефтепродуктов в страны ЕС - и если к визовым санкциям присоединятся экономические - это может стать серьезным ударом для режима. С логической точки зрения, Лукашенко должен был бы стремиться к маневрированию - в конце концов всегда, когда он ощущал слишком большую зависимость от Москвы, он начинал заигрывать с Брюсселем.

Но после разгона оппозиционной демонстрации в декабре 2010 года Лукашенко уже никогда не пытался маневрировать всерьез. Трудно сказать, что стало причиной его полного отказа от политики как таковой - страх перед возможной «оранжевой революцией», вера в собственную непогрешимость или обыкновенная усталость человека, удерживающего власть почти два десятилетия и уверенного, что никто не сможет у него ее отнять - следовательно, незачем больше играться в большого демократа и «пресмыкаться» перед Западом. Но факт остается фактом: в своем нынешнем положении Лукашенко остается даже не один на один с собственным народом. Он остается один на один с Москвой. С Владимиром Путиным.

Фото: EPA/UPG

Для украинского руководства все это может послужить весьма поучительным уроком. Во-первых, стоит обратить внимание, кем именно дополнен список невъездных белорусов. Все это - судьи, выносившие приговоры против оппозиционных политиков. Таким образом Европейский Союз дает понять, что он думает о так называемом правосудии в Беларуси и о качествах тех, кто является его вершителями. Во-вторых, важно, кто еще может попасть в этот список в марте, когда ЕС вновь вернется к рассмотрению белорусского вопроса. Тогда въезд в страны ЕС может быть закрыт белорусским олигархам, которых называют «кошельками Лукашенко». Уже сейчас настоящий скандал в Брюсселе вызвало вето Словении, потребовавшей вычеркнуть из списка бизнесмена Юрия Чижа, который должен строить в Минске элитный отель вместе с одной из словенских фирм. Но неизвестно, удастся ли Любляне после этого скандала сохранить за одним из самых близких к Лукашенко бизнесменов возможность свободного передвижения по миру.

Это и есть сценарий ближайшего будущего для украинской элиты - если она не опомнится.

Вначале запрет на въезд руководителям страны, ее высокопоставленным чиновникам, причастным к репрессиям против оппозиции судьям и прокурорам. Затем - невъездные «олигархи» и экономические санкции. И не стоит думать, что речь идет о политической фантастике. Ведь события в Украине уж слишком напоминают белорусский сценарий.

По удивительному совпадению как раз тогда, когда белорусский МИД выдворял из страны руководителя миссии Евросоюза, внешнеполитическое ведомство соседней Украины выступило с резкой критикой заявлений и вообще поведения руководителя представительства ЕС в Киеве - да так синхронно, что можно было бы подумать, что они между собой договорились!

Разве это совпадение - не лучший пример того, как на самом деле, несмотря на все оптимистические заявления, развиваются наши отношения с Европой?

Именно поэтому уже через недолгое время Виктор Янукович может оказаться в положении Александра Лукашенко. И дело даже не в том, что он окажется один на один с собственным народом, а в том, что он останется один на один с Москвой. С Владимиром Путиным.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram