ГоловнаПолітика

Холодная война

Целых 44 года длилась так называемая «холодная война» - период жесточайшего противостояния между Советским союзом и «капстранами» Запада. Противостояния, прежде всего – идеологического – двух систем: коммунистической и капиталистической. Двух цивилизационных парадигм – свободы и тоталитаризма.

Фото: www.president.gov.ua

Погрязнув в переделе поствоенной Европы, СССР бросил вызов Западу. Будучи державой хоть и растерзанной войною, но вполне состоятельной экономически, политически, с мощным военным, научным, промышленным потенциалом.

В 2012-м независимая Украина тоже бросила вызов миру. Будучи страной бедной, ослабленной, с перспективами весьма сомнительными. Чем закончилась «холодная война» - нам известно. Что получим в результате нынешнего «демарша» - попробуем разобраться.

Памятны недалекие – еще полтора года тому, два, четыре – времена, когда «украинский вопрос» был одним из первых на повестке дня в Брюсселе, Вашингтоне и даже Москве. С поступательным движением Киева связывались большие надежды, Украине – прочили блестящие перспективы.

С 2010-го по 2011-й мир жил иллюзией: «Виктору Януковичу важно его международное статус-кво», «Виктор Янукович хочет быть рукоподаваем в Брюсселе и Вашингтоне», «Виктор Янукович мечтает войти в историю великим реформатором и евроинтегратором».

Горизонтальные «санкции»

Аналогичные иллюзии, по сути – качественно смоделированные пиар-стереотипы – подпитывали умы многих и в Украине. «Прозрение» началось со второй половины 2011-го, собственно – с раскручивания «Дела Тимошенко». Попытка ее ареста в мае Европу насторожила; «специфика» проведения судебного процесса, начатого в июне – возмутила; ну, а заключение лидера «Батькивщины» под стражу в августе стало шоком для всего цивилизованного мира.

«Я тут вообще ни при чем. Я же не влияю на суд», - отнекивался от обеспокоенных европейцев Виктор Янукович в Ялте. - «Единственное, что в моих силах – инициировать декриминализацию ее статьи». В сентябре слова Президента было еще достаточно для того, чтоб ему поверили.

Однако, декриминализации, как известно, не вышло.

«Тимошенко осуждена по УК старого, «сталинского» еще образца, скоро мы примем новый и снимем все проблемы», - обещал Виктор Федорович в середине осени.

Со «скрипом», но этот посыл тоже еще восприняли. Вскоре, однако, стало окончательно понятно: выпускать Тимошенко украинская власть не намерена; а всех ее заступников банально «разводит».

Что-что, «включать дурака» наши высшие чины научились мастерски.

Только прежнего эффекта сие уже не имело. В чем сполна можно было убедиться в дни Всемирного экономического форума в Давосе и последующие – в Киеве.

Фото: www.president.gov.ua

Так, вопреки требованиям ПАСЕ, да и давосским обещаниям Виктора Януковича, на сессии ВР 8-го февраля, очередную версию «декриминализации» опять провалили.

Результат - сегодня градус интереса Запада к Украине резко снижен, «дружескими» наши отношения с великими державами не назовешь, никакой позитивной динамики (до выборов – точно) от Киева они не ожидают.

Какие могут быть позитивы, если решения в стране принимает один человек, он один является субъектом. В том числе – для различного рода переговоров. Доказано визитом Сикорского – в гости к Ахметову – в Донецк.

Посему, дипломатический ресурс Запада, применительно к Украине, исчерпан, взамен – выжидательная позиция. При этом о санкциях, попытках «навести порядок» жесткими мерами, речь пока не идет. Почему?

Причин несколько.

Во-первых, европейская бюрократическая машина слишком, в подобного рода вопросах, неспешна и неповоротлива. Дистанция между словом и делом здесь всегда довольно велика.

Во-вторых, за санкциями логично следует период довольно длительного отчуждения, а это – в контексте приближающейся даты парламентских выборов – нецелесообразно.

Вместе с тем, в кулуарах Европарламента (исполнительным органом, как известно, не являющимся) всерьез говорят о возможности «вменений» Украине посредством введения ограничений по линии двусторонних отношений между Киевом и Берлином, Киевом и Парижем, например. От блокирования счетов до ареста имущества.

Фото: стоп-кадр с видео

Недавно в СМИ даже появился документ – авторства, якобы Аппарата немецкого канцлера – с перечнем украинских чиновников, въезд которых на территорию Германии крайне нежелателен. И пускай в списке лишь те, кто причастен к «делу Тимошенко» - от следователей до подписантов многочисленных судебных экспертиз (невольно наталкивает на мысль о возможной причастности к его составлению г-н Немыри) – звоночек, сам по себе, весьма примечательный.

Клинтон о Януковиче: «У нас был плохой переводчик»

Собеседники, из числа приближенных к Президенту, переубеждают: мнение Запада для Виктора Федоровича таки что-то значит. Но, только в том случае, если речь идет о Соединенных Штатах.

В Брюсселе это, кстати, тоже понимают. Ввиду чего несколько месяцев тому небольшая группа европарламентариев, занимающихся «украинским вопросом», посещала, по имеющейся информации, США с «неофициальным визитом». Цель – посоветоваться относительно дальнейших действий в Киеве. Штаты заняли позицию «невмешательства»: Украина, мол, зона интереса России, а с Россией у нас сейчас «перезагрузка», так что наше дело – сторона, а вы, если считаете нужным, разбирайтесь сами.

Однако, за последний месяц ситуация изменилась. Внешние признаки:

А) реакция американской общественности на выступление Евгении Тимошенко в Сенате США – «ситуация в Украине, мол, еще не является угрозой для нацбезопасности США, но уже имеет признаки авторитаризма;

В) выступление авторитетнейшего Стивена Пфайфера, экс-посла США в Украине, на заседании международного комитета Сената США, где он посоветовал «ограничить контакты с руководством Украины»;

После всего этого, Виктор Янукович и Хиллари Клинтон встречаются в Мюнхене.

Фото: EPA/UPG

О чем говорили? По версии АП, лидеры двух стран обсуждали инвестиции США в экономику Украины. Правда, обсуждали. Ибо вскоре после факта встречи посол Тефт делился с украинскими собеседниками большой своей радостью: американскому бизнесу наконец-то начали возвращать НДС! Высокого уровня дипломатия, нечего сказать. Так дальше пойдет, скоро посланец сверхдержавы будет радоваться освобождению американских бизнесменов из заложников степей Донецка и/или выплате за них выкупа банде Немсадзе.

Но есть и вторая часть правды. По альтернативной версии, в ходе беседы Виктор Федорович получил «последнее китайское предупреждение».

В подтверждение ее – рассказ источников из окружения Госсекретаря США. Якобы, резюмируя общение с Виктором Федоровичем, Клинтон сказала: «Мне кажется, у нас был очень плохой переводчик. Я не вижу смысла в дальнейшем общении». Янукович, де, не понимал, что ему говорят. Ну, или делал вид, что не понимал. Ибо дело, как вы понимаете, не в квалификации конкретного переводчика.

Убедились в этом американцы довольно быстро.

Буквально на следующий день посол Тефт обратился к отечественным властям с невинной просьбой – о встрече с Тимошенко в Качановской колонии. Пустил, так сказать, пробный шар. И получил, разумеется, отказ. Еще через пару дней - харьковский суд начинает слушания по второму делу Тимошенко.

Ну, а аккурат ко второй годовщине инаугурации Виктора Федоровича вынесен приговор Юрию Луценко.

Надо ли расшифровывать, что это – на языке дипломатии – означает? Полагаю, излишне.

Дальше – больше.

Получается, «холодная война» таки объявлена. Вот только не Штаты нам ее объявили, мы – Штатам. Хотя, на Банковой по-прежнему делают вид, что ничего скверного не происходит и все, как говорят, «под контролем».

Фото: Макс Левин

«Плановые штрафы» на благо родины

Впрочем, и это еще не все. По сведениям Lb.ua, именно «после Мюнхена» в АП впервые серьезно задумались над тем, как избежать проведения осенью 2012-го парламентских выборов. Выборы, как известно, призваны собрать для партии власти новое большинство в ВР. Причем непременно – конституционное. И риски, при их проведении, должны быть сведены к минимуму.

Сценариев сведения рисков к минимуму всего два:

А) еще до осени провести максимальную «зачистку». Так, чтобы к сентябрю в стране вовсе не осталось желающих реально оппонировать власти. Чтобы все желающие оказались либо в эмиграции, либо – в Лукьяновском СИЗО. Что, собственно, уже делается. Достаточно вспомнить наезды на активистов (прежде всего – одесских) «Фронта перемен»; «маски шоу» у Жвании, на предприятиях Порошенко, на объектах Авакова.

Главный инструмент репрессий – силовые органы и Налоговая (что, в общем, одно и то же). В последней, по имеющейся информации, существует специальный список предприятий, владельцы которых могут захотеть финансировать оппозицию. Масштабные проверки этих предприятий нельзя ни «за деньги» закрыть, ни «в судах» «порешать». Без шансов на спасение, словом.

В дополнение – принятие изменений в закон о выборах, что уже инициировано для КСУ. Изменений таких, которые окончательно «перекроют кислород» оппозиции;

Б) не проводить выборы вовсе. Зачем, если, во-первых, расклады в нынешней Раде власть вполне устраивают. Во-вторых, любые выборы, если в них не примет участие Тимошенко, Западом будут признаны как нелегитимные (об этом Виктору Федоровичу, якобы, тоже было сказано в Мюнхене).

Фото: Макс Левин

Как «съехать» с темы выборов? Юридические механизмы обсуждаются. «Благо», на Банковой достаточно специалистов, способных «внятно обосновать» подобное.

Осознают ли во власти всю тяжесть последствий столь «смелого» шага? Осознают ли неизбежность стопроцентной изоляции? Ну, а что, собственно, терять? Что терять, если отношения и с Вашингтоном, и с Брюсселем и так уже безнадежно испорчены?

По сути, последний обязательный «реверанс» Киева в сторону цивилизованного мира – проведение Евро-2012. «Евро», как известно, состоится в июне. После – хоть «железный занавес».

И хотя хочется верить в торжество здравого смысла над властной алчностью, отсутствие – по состоянию на конец февраля – серьезных электоральных активностей (на что обращают внимание, в частных беседах, те же руководители штабов, ответственные за кампанию и т.д.), не может не настораживать.

Равно как и то, что единственные, действительно озабоченные предвыборной проблематикой – контрольно-ревизионные органы.

«Плановые проверки» - это теперь для избранных. Конкретно – для объектов, принадлежащих топ-фигурантам списка украинского «Форбс». Для каждого из них приблизительно посчитана сумма, которую – тем или иным хитрым способом – недоплатили в бюджет. И теперь, вот, должны доплатить. Какая ее часть действительно поступит в бюджет – вопрос философский, он сейчас не обсуждается. Хотя, суммы, оформленные как «штрафные санкции ГНАУ по результатам такой-то проверки», надо сказать, немаленькие. Так, последнему из «сердечных» миллионеров, давеча пережившего массированные «маски-шоу» на своих предприятиях и вовремя перебазировавшемуся в Лондон, «предъявили» 977 миллионов. С одного из близких друзей Валерия Хорошковского ожидают получить миллиард 600 миллионов. С одного из лидеров рынка сельхозпродукции – миллиард. Ну, и т.д. Приметно, объекты гражданина Ахметова в этом условном списке, как поговаривают источники, тоже есть. Хотя у него проверок пока не начинали.

Фото: Макс Левин

Ну, а что до «простых смертных», то на них проверяющие даже времени не тратят, сразу формулируют цифру «планового штрафа». Особо циничные инспекторы предлагают «жертвам» самим придумать «за что бы их оштрафовать», штраф-то «плановый» (вдумайтесь в терминологию!), деваться некуда.

Да, еще один штрих к портрету. Знаете, сколько в прошлом году составил «перебор» налога на прибыль? 18 миллиардов. Да-да, 18 миллиардов налога на прибыль, которую, может, вы еще и не получите.

Понятно, одних этих денег – если использовать по назначению - должно хватить не только для спокойного проведения кампании, но и для оптимизации львиной доли бюджетных расходов. Вот только уверенности в том, что они таки будут использованы «по назначению», как вы понимаете, нет.

Китай и Украина: два одиночества, нашедшие друг друга

Сдерживающий фактор один, но серьезный – экономика. Невозможно третий год подряд закручивать гайки в стремительно беднеющей стране. Неразумно отправляться в поход, не запасшись провизией.

О том, что закрома родины пусты и пополнять их неоткуда – ни Запад, ни Россия нам в этом сейчас не помощники – мы рассказывали не раз. Вопрос о том, «как и за счет чего они (власть, в смысле, - С.К.) до сих пор держатся», для большинства просвещенной публики остается риторическим. Версии разные: искусственная эмиссия, спекуляция с ценными бумагами, спекуляции на курсовых разницах (по схеме, аналогичной той, следуя которой в 2010-м НБУ «канализировал» средства для кампании известного кандидата). Каждая из версий по-своему правдива. Но, главное – такого рода меры временны.

Лишнее доказательство – последние кадровые изменения в правительстве. Нацеленные, во многом, на усиление экономического блока, без опоры на который ни успешные выборы не провести, ни каденцию безпроблемно не доработать.

Фото: Макс Левин

Кроме «решения вопроса с ценой на газ», при назначении перед Валерием Хорошковским была поставлена, насколько известно, еще одна задача – не допустить дефолта. При том, что с точки зрения властей, дефолт – не такое уж зло, ибо позволит «обнулить счета», одна беда – на рейтингах отобразится не самым лучшим образом, да и Евро, опять-таки, на носу. Во исполнение намеченного, Хорошковский и борется за подконтрольность Минфина. Во исполнение намеченного, Азарова и укрепляют Порошенко (которому, в качестве «бонуса», обещан еще и солидный участок работы по внешнеполитической линии).

Более серьезной подпоркой могло бы стать открытие кредитной линии, допустим, в Китае. Информация о заключении подобного рода договоренности намедни прошла в отечественных СМИ незамеченной. А, зря. Китайские деньги не просто укрепили бы правящий режим, но лишили б необходимости «оглядываться» на Брюссель, Москву и Вашингтон. Для начала – сопоставимые с размером транша, неполученного нами от МВФ.

Зачем это Поднебесной, активно сейчас скупающей долги европейских стран, да выгодно размещающей американские ценные бумаги на мировых рынках? Ответ прост: земля. Земля – единственный, еще не раздерибаненный и очень привлекательный наш актив. Заработать на реализации которого можно, как минимум (по предварительным «прикидкам») 350 миллиардов. Недурно, правда?

В этом контексте, Китай и Украина – два одиночества, нашедшие друг-друга.

Фото: http://www.president.gov.ua

Как к этому отнесется Россия? Если ее позиция, относительно Украины, таки – как декларируется на словах – сугубо прагматическая, то есть «бизнесовая», то спокойно. Снижать цену на газ Белокаменная не намерена, идти на другого рода уступки Киеву – тоже. Смысл обделять самих себя? Несложно спрогнозировать: до мая, конкретно – инаугурации Владимира Путина – особо серьезных событий по линии Украина-Россия ожидать не стоит. Зато, потом… Потом возможно что угодно.

Если же прагматика и бизнес замешаны на политике, то в усилении действующей украинской власти дополнительными «подпорками» (в том числе, китайскими) РФ не заинтересована и, очевидно, попытается воспрепятствовать укреплению действующего режима.

Очевидно, ответ именно на этот вопрос станет для нас главной внешнеполитической интригой ближайших месяцев.

***

В начале апреля 2007 года в обе палаты конгресса США был внесен законопроект об учреждении новой воинской награды за участие в холодной войне (Cold War Service Medal), поддержанный группой сенаторов и конгрессменов от демократической партии во главе с нынешним госсекретарем США Хиллари Клинтон. Медалью предлагалось награждать всех служивших в вооруженных силах или работавших в государственных ведомствах США в период со 2 сентября 1945 года по 26 декабря 1991 года.

Причем их отмечают не только медалью – большинство этих людей состоят в американской Ассоциации участников «холодной войны».

Интересно, учредит ли когда-нибудь хоть одна западная держава медаль за «Борьбу за демократию в Украине»?

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram