ГоловнаЕкономікаБізнес

Экономике Украины нужна разновекторность, но нехватает лобби

Украине выгодна разновекторная внешняя экономическая политика, но у этого направления нет серьезного лобби. Об этом в ходе опроса экспертов заявил Институту Горшенина заявил президент Индустриальной группы УПЭК Анатолий Гиршфельд.

Экономике Украины нужна разновекторность, но нехватает лобби

Какой союз выгоднее Украине?

Мой ответ следующий. В разные временные промежутки истории независимости этот вектор имел разную направленность.

В начале 90-х годов, безусловно, у Украины был шанс, поскольку мы были наиболее в технологическом плане развитой страной и в структуре народного хозяйства Украины, экономики превалирующую долю имело высокотехнологическое машиностроение, которое занимало 60% промышленного сектора. Торговля в сфере услуг тогда достаточно малый сектор занимала, сырьевые отрасли составляли около 30%. Поэтому, безусловно, Украина выглядела наиболее привлекательным образом из всех остальных республик СНГ, и двигаясь в Европы… Открыв свой рынок, проведя либеральные реформы, поборов коррупцию в стране, мы могли получить существенные инвестиции и быстро догнать общеевропейский уровень, по крайней мере, за ближайшие десять лет с момента независимости. Но Украина этот шанс потеряла и, что характерно, за эти 20 лет коренным образом поменялась структура промышленности. На первый план вышли сырьевые отрасли, которые составляю основную доходную часть бюджета и основной экспорт страны. В отличие от высокотехнологических отраслей, которые имеют очаговый характер и не являются сегодня бюджетообразующими для страны.

Поэтому, мой ответ – в той структуре экономики, которую сегодня имеет Украина, сырьевым отраслям, безусловно, выгодно двигаться в Европу, потому что там они видят свои основные рынки сбыта. Сильная металлургия – ей нужно иметь свободный доступ к внешним рынкам, максимально благоприятный режим, поэтому движение Украины в сторону глобальной экономики, то есть, Европы, они будут всячески приветствовать.

Нельзя не отметить потенциально быстрорастущий сектор – это продукты питания и продовольственная группа. Как первичным, так и после переработки, этот сектор, наверно, будет расти, самыми быстрыми темпами для Украины. Здесь есть много причин.

Если мы вспомним, что в советское время Украина хотя и относилась к зоне рискованного земледелия, всё равно была житница, а после изменений климата, которые произошли за 20 лет, Украина оказалась в достаточно благоприятном климатическом поясе. Кроме того, в мире наметилась устойчивая тенденция по нехватке продуктов питания. Это связано с тем, что на остальных экономически растущих рынках – юго-восточной Азии, Китая, в частности, потребительский платежеспособный спрос населения резко вырос. И стандарты питания населения за последние несколько лет резко поднялись – это касается количества мяса, масломолочных продуктов и т.д. в рационе питания. Поэтому, в этом плане у Украины тоже появляется вектор на Европу. Потому что в России есть свои достаточно развитые аграрные регионы, такие как Кубань, Краснодарский край, Ставрополь, Воронежская область, которые в состоянии обеспечить Россию на достаточно высоком уровне мясомолочными продуктами.

Пророссийские эксперты утверждают, что Европа рассматривает Украину как рынок сбыта.

Россия, всё равно, себя видит империей и по отношению к Украине у них всегда будут имперские амбиции, но эти заявления, на мой взгляд, не имеют почвы. Если достаточно качественный уровень производства продуктов питания, то это не самый лучший рынок сбыта. Потому что мы сегодня видим, что рынок пищевой промышленности в Украине даже во время кризиса чувствовал себя стабильно и развивался. Но – что остаётся привлекательным, когда мы говорим о сближении рынков Украины и России. Нельзя это не отметить, что очень важно для Украины – Украина не может как страна иметь только одну точку роста – аграрный сектор. Сырьевые отрасли исчерпали свой потенциал роста. В силу и цены на энергоносители и сырьевых запасов. Аграрный сектор, безусловно, будет растущей стороной бюджета, но как страна Украина была устроена немножко иначе, возвращаясь к тому, что я сказал вначале – 60% экономики Украины составляло машиностроение. Промышленный сектор – продукция, основанная на высоком переделе. Поэтому Украина выглядела наиболее благополучно как страна по отношению к остальным республикам Советского Союза. Так вот этот сектор на сегодняшний день имеет свой единственный рынок сбыта – это Россия. В силу своего развития. Поэтому, безусловно, можно здесь привести пример «МоторСич», Запорожский трансформаторный завод, «Электротяжмаш» Харьковский, «Турбоатом» – как бы там не говорили, что он работает на Бразилию и Индию, всё равно, 80% продаётся в Россию, «НКМЗ» Крематорский, могу и свои группы привести и т.д. То есть, в сегодняшних условиях этот сектор сохранил, после всей этой 20-летней истории, такие очаговые центры роста. И для того, чтобы эти центры роста приобрели стабильную какую-то тенденцию, и при умелой государственной политике поддержки превратились снова в отрасли, безусловно, им нужен рынок сбыта, потому что по масштабу они устроены так, что рынок Украины для них составляет достаточно небольшую часть. Масштабы этих производств требуют бОльших рынков сбыта. В силу своего технологического развития этим рынком на сегодняшний день может быть Россия. Такая получается разновекторная политика. Но лобби этого сектора очень небольшое в сегодняшней экономике Украины.

Фото: www.feg.org.ua

Есть риск, что Украина потеряет Россию как рынок сбыта в случае ЗСТ с ЕС?

Я думаю, что сегодня идёт такая экспансия российского капитала, что в ближайшее время все эти очаговые высокотехнологичные секторы экономики Украины окажутся под российским контролем. И поэтому России будет, даже в случае ЗСТ с Европой, не выгодно ставить какие-то барьеры по отношению к этому сектору, потому что на него будет напрямую влиять российский капитал. Возьмите ещё такую отрасль, которая сегодня достаточно масштабно выглядит, транспортное машиностроение. Украина производит около половины подвижного состава Советского Союза. Это и «Азовмаш», и «…», и «Стаханов», и «Днепротяжмаш», и «Днепровагонмаш». Могу много примеров приводить. Потенциал сегодняшнего … – это объём производства этой отрасли. Надо посчитать – 35 тыс. вагонов в год, на 50 тыс. долларов, плюс литьё, компоненты, думаю, далеко больше 2 млрд. долларов – экспорт составляет этой отрасли. В России …?... серьёзный пробел тоже в этих отраслях, она растеряла свой потенциал. Поэтому я думаю, что здесь процессы будут развиваться таким… У Украины нет другого выбора, кроме как европейского, и к этому рано или поздно придут, а вот то, что касается высокотехнологических отраслей промышленности, их, наверно, приобретет, в большей части, Россия. Потому что сегодня и аграрный потенциал, и потенциал сырьевых отраслей, то есть основных бюджетообразующих отраслей, направлены, всё-таки, на Европу. Потенциал высокотехнологичного сектора – либо он находится полностью в тени, но в Украине, это такие хаотичные фирмы, которые работаю прямо на Запад, либо машиностроительные заводы попадут очень быстро под влияние российского капитала.

Есть мнение, что России экономически не очень выгоден ТС с Украиной (уравнивать цену на газ, НДС).

Думаю, да. Потому что Украина сегодня – крупнейший рынок сбыта российских энергоносителей. И в силу тех причин, которые вы назвали, безусловно, России это не выгодно. Тем более, что Европа ограничила присутствие российских энергоносителей на ближайшие годы и диверсифицирует свои поставки. После последних двух лет событий по транзиту российского газа в Европу. Это первое. Второе – у России есть уже пример Беларуси, когда белорусское машиностроение развивалось благодаря свободному доступу на российский рынок. И сегодня во многих отраслях имеют преобладающий характер. Сельхозмашиностроение, автомобилестроение и т.д. Ну это «МАЗ», «МТЗ», Моторный минский завод, производство дорожной техники и т.д. – ведущие предприятия, которые сегодня фактически обеспечивают российский рынок. И маленькая Белоруссия взяла именно такой тренд, о котором я сказал, у неё нет сырьевых отраслей. В силу того, что основу её экономики составляет машиностроение, ей точно нужен союз с Россией. Другого рынка пока у неё нет. Но, поскольку там это составляет государственную политику, через несколько лет Белоруссия сумеет оторваться от российского рынка и спокойно продвинуться в Европу. На мой взгляд, у неё наиболее подготовленная экономика сегодня для движения в Европу. Это пример, который подтверждает ту тенденцию, о которой я сказал.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram