На неспокойных улицах
Пятое мая 2018 года. В самом центре российской столицы – на Пушкинской площади манифестанты стояли всё с теми же лозунгами, что и в 2012 году на Болотной: «Долой власть царя», «Мы за сменяемость власти», «Россия без Путина». Добавились разве что только «За свободу в сети» (реакция на попытку Роскомнадзора заблокировать телеграмм) и «Рыба гниет с головы, значит нами правит тухлая рыба» (дополненная и иронично переделанная любимая цитата самого Путина). Эта демонстрация не согласована с властями.
Помимо автозаков и Росгвардии протестующих поджидали «крымские казаки», «ветераны Донбасса», а также агрессивно настроенные люди с оранжево-чёрными лентами. Легализованные «титушки», по замыслу вдохновителей, видимо должны были совершать нечто, что людям в погонах совсем не пристало. Со сторонниками оппозиции они вступали в споры и заверяли, мол, не хотят «тут Киева или Еревана», а уже потом угрожали физическим насилием.
Идейный вдохновитель акции Алексей Навальный в этот раз, на удивление, до площади дойти все-таки смог. Ведь предыдущие акции обычно заканчивались для него на выходе из метро. Но наряды людей в камуфляже ждали Навального прямо под памятником Пушкину и сценарий задержания опять повторился. Вслед за антикорупционером «винтить» начали и остальных. Да так активно, что на асфальте появилась чья-то кровь.
Но в какой-то момент что-то пошло не так и удары в лицо от представителей власти получают сторонники Кремля в оранжево-чёрной спецодежде. И даже сотрудник специально созданного для борьбы с оппозицией полицейского «центра Э» гражданин Окопный.
Акции протеста, к слову, охватили не только Москву. Они состоялись во всех крупных городах. И почти везде есть задержанные. По оценкам российских правозащитников, порядка полутора тысяч человек были доставлены в райотделы полиции.
Но стихийные народные сходы после разгонов продолжения не получили. Зато уже через день в воскресенье на полную катушку заработал административный ресурс. Происходящее оппозиционеры и правозащитники называют емким словом - «беспредел».
И если в Москве Тверской райсуд только готовится выполнить стахановскую норму по административным протоколам, то в Белгороде, невзирая на выходной, на 10 суток успели арестовать координатора регионального штаба Навального - Владимира Чернышева.
Похожие сроки активистам раздает и Красногвардейский суд Петербурга. Там тоже служители Фемиды в полном составе предпочли законный отдых правосудию.
География подвигов людей в мантиях обширна. Не обошла она стороной и Кубань. Из здания Первомайского суда Краснодара выставили адвоката активистов Михаила Беньяша. Параллельно судебные приставы успели даже поугрожать задержанием людям, пришедшим на открытый процесс. ормулировка оказалась юридически безупречной «пошли отсюда вон - это режимный объект». В Самаре с манифестантами, доставленными в отделения по административным статьям, уже зачем-то пообщались следователи. Рассказали об уголовном деле «за покушение на представителя МВД».
Срок в условиях строгого режима
Символ России на ближайшие шесть лет - это сапог, наступающий на лицо манифестанта. По крайней мере, так считают российские оппозиционеры. Фотографии с подобным сюжетом множатся в сети с прошлой субботы. И очевидно новые интересные кадры ещё только впереди.
Впрочем, события 5 мая 2018 некоторые эксперты склоны трактовать неоднозначно.
По словам политолога Валерия Соловья, меньше всего перед инаугурацией Путину был нужен жестокий разгон мирных и совершенно безобидных манифестаций. Он так же добавил «да ещё и с участием каких-то идиотских ряженых казаков, что вызывает тяжелые исторические реминисценции».
Есть ли в происходящем на улицах Москвы тот самый пресловутый конфликт разных башен Кремля? Пытаются ли таким образом свои копать под любимого старого-нового президента?
Манифестанты, получившие приговоры за аналогичную акцию в мае 2012 уже оспорили через ЕСПЧ правомерность их заключения под стражу на период следствия и суда. На очереди - признание незаконными самих приговоров за «массовые беспорядки» и «применения силы в отношении представителя власти». Первые решения в пользу «узников Болотной» европейская инстанция провозгласила в лишь в 2015 году, уже после аннексии Крыма и интервенции на украинский Донбасс. С учётом не лучшей геополитической конфигурации будущие политзаключённые по новому «Болотному делу» могут с уверенностью рассчитывать на более оперативную реакцию судей в Страсбурге. И вряд ли она их разочарует.
Накануне инаугурации в СМИ неоднократно появлялись «сливы», будто бы Путин хочет уйти от жесткой конфронтации с Западом. Якобы для этих целей Медведева собираются даже заменить на Кудрина, который снискал славу либерала. С той лишь оговоркой, что системного. Но ура-патриотические издания уже успели отреагировали истерикой и вышли с «ужасающими заголовками» - «Он выставит Крым на торги!».
На трон в российское правительство пророчат и действующего мэра Москвы Сергея Собянина. Человека, включённого в доклады США как наиболее приближённого к хозяину Кремля. Поспорить с такой формулировкой действительно трудно, ведь несколькими годами ранее Сергея Семёновича на должность главы столицы откомандировали прямиком из Администрации Президента Путина. Мелкие кадровые перестановки обещают на уровне министра сельского хозяйства и ещё чего-то там. Однако традиционные для нынешней российской власти фигуры на ключевых постах, скорее всего, останутся неизменными. Речь о министре иностранных дел Лаврове, обороны Шойгу и главе ФСБ Бортникове.
Карьерный рост (правда, непонятно правда пока в какой именно кабинет) пророчат и нынешнему главе Тульской области Алексею Дюмину. В прошлом замминистра обороны, по версии политологов, сейчас проходит обкатку в полях, дабы потом чуть ли не претендовать на пост приемника. А вот оттянувшая на себя голоса либеральной аудитории Ксения Собчак якобы готовится возглавить один из депрессивных регионов. В качестве предполагаемых пунктов её назначения пророчат не то Архангельскую, не то Мурманскую область. Напрашивается аналогия с либералом Никитой Белых. Его тоже премировали назначением на должность губернатора Кировщины. Но сейчас шестилетний срок Путина он встречает мотая срок свой собственный – за якобы коррупцию его осудили к восьми годам колонии строгого режима.
Либерализации в ближайшие шесть лет, как собственно и прежде, России ожидать не придется. Единственное, что потенциальный будущий премьер Кудрин (если его, конечно, назначат) накануне инаугурации успел предложить согражданам - это активное внедрение цифровых технологий в работу чиновничьего аппарата. Об основных правах и свободах мало кто из претендентов на кремлевский кусок власти сейчас предпочитает вспоминать.
Синдром осаждённой крепости
Внешнеполитическая конъюнктура для современного Кремля сейчас сложилась, пожалуй, самая худшая за последние 27 лет. На Западе установилось четкое понимание, что с московской администрацией договориться нельзя ни о чем. Военные конфликты, подогреваемые Путиным, угасать тоже не спешат.
Ближний Восток, ставший ареной мнимых достижений, все больше даёт о себе знать. А прямое военное столкновение с армией США, произошедшее в Сирии, наряду с конфликтом вокруг вмешательства в американские выборы, похоронили отношения по линии Москва-Вашингтон надолго.
Российских олигархов и приближённых к Путину по очереди допрашивают агенты ФБР и прокуратура. Среди них Виктор Вексельберг и Фёдор Емельяненко. Содержание бесед - под грифом «секретно», однако вряд ли подобные встречи кому-то из них доставили удовольствие.
Желаемый Кремлём «откат цен на нефть» все не происходит, санкции как были, так и остаются.
Народ тем временем потихоньку начинает протестовать. И на улицы выходят уже не только противники блокировки Телеграмма или либерально настроенные горожане. Под лозунгом решить ситуацию мусорных свалок в Подмосковье митингуют и жители Волоколамска. Требование простое - прекратить своз отходов на полигон из столицы. Муниципальные власти в этом конфликте пошли на неслыханный шаг. Вступили в публичную полемику с назначенным Кремлём губернатором – поведение для современной России более, чем дерзкое, которое обещает далеко идущие последствия.
Внутрироссийская пропаганда с этими «трудностями» пока справлялась. Объясняла происходящее «недружественной политикой Запада», либо вовсе предпочитала молчать. Но ресурсы, как говорят политологи, на исходе. Экономика катится по наклонной.
В России впервые за многие годы сократили военный бюджет. «Искандеры» больше не смеются, а скорее впадают в уныние.