Кишинев готов на особый статус Приднестровья в составе целостной Молдовы. Такое неожиданное заявление сделал 20 ноября премьер-министр этой страны Павел Филип. Соответствующий документ, по его словам, якобы разработан и сейчас проходят консультации с гражданским обществом.
Интересно, что за неделю до этого президент Молдовы Игорь Додон (идейный противник проевропейского правительства Филипа) заявлял в интервью российской "Независимой газете", что незаконно учрежденной "Приднестровской Молдавской Республике" не видать независимости ни при каких обстоятельствах. И тут же предложил варианты легитимации: либо соглашается на роль субъекта федерации в Молдове, по российскому плану. Либо "ПМР" становится частью… Украины.
В Украине заявление Додона восприняли как чистой воды провокацию - в Киеве прекрасно замечают финты Москвы и их сателлитов, которые таким «подарком» пытаются легитимизировать российское вторжение и территориальный передел в Украине. Ну и навсегда рассорить Киев и Кишинев – это жгучая и давняя, ещё с начала 90-х, мечта Кремля.
Впрочем, Россию устроила бы и федерализация Молдовы. В этом случае она, оставаясь формально-независимой и даже формально-проевропейской, оказалась бы под полным контролем Москвы.
И чтобы сохранить контроль за Молдовой Москва продолжает укреплять информационное влияние на регион. Особенно это актуально перед будущими парламентскими выборами.
Свой человек в Кишиневе
Информационное поле Молдовы продолжает оставаться пророссийским. Прокремлевский президент Игорь Додон озвучивает от имени Молдовы путинские мечты и заявляет, что его Партия Социалистов (ПСРМ) получит в следующем парламенте большинство. Москва, поставившая на Додона, прилагает к этому большие усилия.
Сепаратистские власти в Тирасполе, несмотря на мелкие уколы, чувствуют себя прекрасно. Несмотря даже на то, что молдавские власти в последние полгода очень не одобряют поездки россиян в непризнанную "республику". Из последнего - 2 ноября из кишиневского аэропорта были развернуты обратно на Москву очередные российские визитеры - на сей раз ими оказались два историка, которые намеревались поучаствовать в некой научно-практической конференции с длинным названием "Русская революция 1917 года в судьбах Приднестровья, России и мира: история и современность". Всё прошло бы гладко, не будь конференция запланирована в тираспольском "Институте социально-политических исследований и регионального развития" - одной из прокладок под контролем спецслужб, которые Россия плодит в неимоверных количествах.
Такие высылки стали уже привычны. Они даже перестали вызывать истерики в пророссийских СМИ, как случалось вначале.
История вопроса и сегодняшнее положение дел
В начале 90-х, в рамках плана по организации сепаратистских движений в бывших советских республиках, России удалось разорвать Молдову на три части: центр, со столицей в Кишинёве; признанную Кишинёвом Гагаузскую Автономию со столицей в Комрате; и формально непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику ("пмр") со столицей в Тирасполе. Под предлогом "миротворчества" "ПМР" была тут же оккупирована российской военной группировкой. В Гагаузии московская агентура, играя на региональных амбициях, натравливает Комрат на Кишинев, одновременно предлагая гагаузам покровительство, и тем самым удерживая их под влиянием Москвы. Комрат находится и в прямых отношениях с Тирасполем, без оглядки на законы, принимаемые в Кишинёве, так что буквально нашпигован тайной и явной агентурой приднестровских и российских спецслужб.
С началом российской агрессии на Донбассе, Гагаузия и "ПМР" стали поставлять как бойцов, так и руководящие кадры в бандформирования, действующие в ОРДЛО, и выполнять роль тыла для операций по дестабилизации Одесской области. При этом, молдавские власти лишь обозначают "принятие мер" изредка арестовывая рядовых наемников, но не трогают организаторов. К примеру, лидер Конгресса русских общин (КРО) Молдовы Валерий Клименко открыто со страниц "КП в Молдове" заявлявший о вербовке КРО боевиков для отправки на Донбасс и активно участвующий в спецоперациях Кремля в настоящее время, ни разу не вызвал интереса у молдавских правоохранителей.
Для того, кто знает настоящее положение дел, во всём этом нет ничего удивительного. Кишинев всегда находился (и находится сейчас) в самых тесных отношениях с Тирасполем. Обличая "ПМР" на словах он признает её по факту.
Здесь можно вспомнить общий документооборот по учету военнообязанных и актов гражданского состояния.
И тесное неофициальное взаимодействие на уровне МВД, что позволяет приднестровским властям без проблем похищать неугодных им лиц, находящихся в правобережной Молдове.
И общие экономические схемы с использованием предприятий, находящихся в "ПМР", молдавских разрешительных документов и российского газа, за который "ПМР" не платит (ситуация с газом подробно разобрана тут).
И беспрепятственное передвижение сепаратистских лидеров через кишиневский аэропорт (хотя по молдавским законам они должны быть либо привлечены к уголовной ответственности, либо, в случае отсутствия молдавского гражданства, как минимум, высланы из Молдовы без права въезда).
И равнодушное отношение Кишинева к вербовке жителей Приднестровья в армию России, хотя за службу в иностранной армии полагается лишение гражданства...
Полный список таких проявлений взаимной привязки и тесного сотрудничества двух берегов Днестра можно продолжать до бесконечности.
Легальное существование в составе Молдовы пророссийской Гагаузии и тесные отношения с сепаратисткой "ПМР", патронируемой Кремлем, позволили России, используя эти регионы как базы тотально и поголовно коррумпировать все без исключения молдавские политические элиты. К слову, ровно так же была тотально коррумпирована и пронизана российским влиянием Одесская область Украины.
Таким образом, борьба "пророссийских" и "проевропейских" сил в Молдове более чем условна. Она ведется не столько за выбор между курсом на Россию или на Запад, сколько за доступ разных политических группировок к выгодным бизнес-схемам с участием российских партнеров. А все разногласия с Тирасполем, по сути, сводятся к единственному вопросу: как будет поделена прибыль, полученная за счет эксплуатации Приднестровья, ставшего, под управлением "ПМР", главным контрабандным хабом Восточной Европы и центром незаконного производства контрафактных сигарет, фальшивых акцизных марок и т.п.
Ретрансляция российских каналов на территорию Молдовы и издание СМИ по российским франшизам также оказались в сфере экономических интересов ряда влиятельных молдавских политиков и бизнесменов. В результате, все попытки их запрета либо проваливаются, либо носят ограниченный характер, который даже "половинчатым" назвать сложно - разве что "двухпроцентным" и то с натяжкой. Зато такие попытки по полной программе использует российская пропаганда.
Почему России нужна победа именно Додона и что она делает для этого
В Молдове сегодня сложилось "полуторавластие", когда вся реальная власть на правом берегу сосредоточена в руках Демократической партии (ДПМ). Формально прозападной, хотя её члены тоже охотно сотрудничают и с Россией, и с "ПМР", когда это отвечает их бизнес-интересам.
Партия Социалистов Додона хотя и имеет в парламенте значительную фракцию - 24 мандата из 101, но фактически находится в политической изоляции. Додон, как президент, обладает минимумом чисто представительских полномочий. Политически (да и ресурсно) - он "ноль без Путина", и это прозвище прилипло к Додону намертво. Молдавский президент вынужден искать поддержки России и в обмен на неё выполнять все российские указания. Додон постоянно консультируется с российским послом в Молдове и регулярно ездит к Путину в Москву.
На левом берегу, в "ПМР", власть сосредоточена в руках холдинга "Шериф", который контролирует и "Верховный Совет" и "президента" "ПМР". "Официальные лица" в Тирасполе заявляют, что "ПМР" хоть и не признана, но горда и независима, как птичка из известного тоста и не ставят Додона ни во что.
А в Гагаузии царствует пророссийская Ирина Влах, поддерживающая Додона лишь потому, что этого требует от неё Москва.
Таким образом, ПСРМ и Додон нигде не имеют сегодня доступа к реальным рычагам влияния, опираясь только на российский ресурс. Очевидно, что приход его к власти и последующее (если удастся) федеративное расчленение Молдовы на собственно Молдову, Гагаузию и легитимированную "ПМР" поставит на независимости Молдовы окончательный и бесповоротный крест.
Партия Социалистов на прошлых выборах в парламент и Додон на президентских выборах достигали успеха, во-первых, под пророссийскими лозунгами, на которые падки всякого рода отбросы. А во-вторых, благодаря российской финансовой помощи. Но маргинальные избиратели быстро разочаровываются во вчерашних кумирах, когда те, прорвавшись во власть, не спешат выполнять розданные обещания. Собственная, вне российской темы, популярность Додона и его партии близка к нулю и это заметно даже сейчас, когда их пытается "надувать" Москва. Это означает, что даже если ПСРМ и победит на выборах 2018 года, Додон всё равно будет нуждаться в постоянной поддержке Москвы, и станет послушным клиентом Кремля, в отличие от своих конкурентов, которые смогут вести с Москвой торг за наилучшие для них условия сотрудничества. А поскольку Молдова насыщена пророссийскими СМИ, то никакие высылки российских визитеров не помешают России вести кампанию в поддержку Додона используя местные ресурсы.
Более того, такие высылки даже выгодны Додону. Во-первых, они позволяют ему говорить об "антироссийском курсе антинародной власти" и консолидировать свой электорат. Во-вторых, поскольку власти Молдовы, по большей части, высылают россиян, едущих в Приднестровье, они бьют по "ПМР" - основным конкурентам Додона в борьбе за российские ресурсы.
При этом, "проевропейские" власти тоже не прочь сотрудничать с Россией, заявляя о своей "многовекторности". Но Москва хочет получить абсолютно покорную Молдову - и поддерживает Додона.
Мобилизация ресурсов на службу Додону
Поскольку до выборов в ноябре-декабре 2018 года осталось совсем чуть-чуть, подготовку к ним уже ведут все их будущие участники. Россия, делая ставку на маргиналов Додона, ведет агитацию в обычном своём ключе: Запад наступает, русскоязычных притесняют, заставляют учить другие языки, только Россия спасет вас, Запад вот-вот рухнет, бегите от него прочь. Это, разумеется, примитивно, но, во-первых, примитивны и те, кому такая пропаганда адресована. А, во-вторых, когда всё информационное поле забито таким мусором, это влияет уже на всех.
А поле забито: к кампании по раскрутке Додона привлечены все ресурсы, которыми Россия располагает в регионе. Это и местные клоны "КП в Молдове", "АиФ", "Московский комсомолец", пророссийские проекты вроде "Центра развития независимого телевидения" и "Молдавских ведомостей"; местные проекты реализуемые на базе российских телеканалов, вроде "Механизма действия" который ведет Елена Пахомова или "На самом деле" Богдана Цырди - оба выходят на НТВ-Молдова. Активизировалась "научная общественность", сконцентрированная в "Изборском клубе Молдовы".
Постоянно проходят "встречи с коллегами – журналистами, политиками, представителями интеллектуальной и творческой элиты России" - этим занимается Клуб Формат А3. Очень активно работает «Спутник Молдова», проводя многочисленные пресс-конференции по самой широкой тематике и вовлекая в свою орбиту молодых журналистов, кто потолковее, не жалея на это сил и средств. Многие молодые люди, даже не разделяющие в полной мере промосковской позиции "Спутника", но не имеющие на старте иных вариантов найти работу по специальности, часто видят в таком сотрудничестве временную меру. Вот только временный компромисс легко перерастает в постоянный образ жизни, сопряженный с моральной и профессиональной деградацией до "российского стандарта".
Перечисленные проекты не составляют и десятой доли информационных ресурсов, которыми располагает в Молдове Россия. Они выступают единым фронтом, а их перманентная грызня друг с другом за российское финансирование, резко, как по команде, прекращена для решения общей задачи: информационной раскрутки Игоря Додона.
Одной из последних по времени акций такого рода, в которой соучаствовало большое число пророссийских СМИ, стала презентация книги Бориса Шаповалова и Михаила Лупашко "Русофобия – костяная нога западных элит", получившая оченьширокое освещение. Предисловие к ней написал, естественно, Игорь Додон, а следом за презентацией в Кишиневе пройдут и презентации в Комрате и Бельцах.
Участились поездки местных пророссийских функционеров в Россию: для получения инструкций, дополнительного обучения, участия вразного рода мероприятиях, обличающих "русофобию", и, наконец, для подготовки к реализации новых проектов.
Так, 24 октября, в Москве состоялась встреча башкана Гагаузии Ирины Влах с руководителями Фонда “Русский мир” и Федерального агентства по делам СНГ ("Россотрудничество"). По официальной версии в ходе встреч обговаривалось выделение средств на финансирование гагаузских СМИ, и на создание документальных фильмов православной тематики силами гагаузских режиссеров. А по инсайдерской информации из окружения Влах, средства, полученные от "Россотрудничества", будут частично использованы подконтрольным башкану изданием "Gagauzinfo" для поддержки Партии Социалистов, а частично переброшены, с той же целью, на "НТВ -Молдова", под предлогом реализации неких совместных проектов.
В середине октября 2017 года в Москву отправились лидеры "Изборского клуба Молдовы”. С ними был и журналист Илья Киселев, входящий в пиар-команду Игоря Додона и тесно сотрудничающий с ресурсом NewsFront, работающим в интересах донбасских сепаратистов из Москвы.
Помимо участия в общих мероприятиях изборцев Киселев был приглашен на отдельную встречу с кураторами из российских спецслужб для получения инструкций о его участии в предвыборной кампании 2017-18 годов. Координационным органом по проведению кампании ПСРМ определен самозваный "Совет Гражданского общества Молдовы", сформированный лично Додоном из числа преданных ему людей, а также из тех, кого ему рекомендовала Москва. В число последних входит уже упомянутая Елена Пахомова, в течение трех лет возглавлявшая основной пропагандистский рупор "ПМР" - Первый Приднестровский телеканал. Там в силу своей должности, по её собственным признаниям, она тесно сотрудничала с приднестровскими спецслужбами, которые в свою очередь являются филиалом спецслужб российских.
Общий итог выглядит нерадостно.
Во-первых, у Додона и его ПСРМ есть серьёзный шанс победить на ближайших выборах. И тогда Россия сможет манипулировать Молдовой, как минимум, в течение одного электорального цикла, возможно и двух, а при осуществлении федерализации - неопределенно долгое время.
Во-вторых, даже если Додон проиграет, лавирование Молдовы между Западом и Россией неизбежно, а интересы Украины станут в этих маневрах разменной монетой. При любом исходе выборов нет надежды и на решительные действия Кишинева, направленные на закрытие проекта "ПМР", а не на передел доходов от него.
Тем не менее, некоторая разница между победой ПСРМ Додона и любых его оппонентов-"проевропейцев" всё-таки есть. Пример того, чем чревата победа Додона, даёт обстановка в Гагаузии и "ПМР", исчерпывающе описуемая фразой: "а на кладбище всё спокойненько". Избежать такого кладбища, не дав Додону победить - предел возможного, достижимого в нынешней Молдове, чьё общество (если не брать во внимание тех, кто уехал) продолжает оставаться, по большей части, советским. Как на левом, так и на правом берегу Днестра.