На месте первого в Украине приюта для бездомных животных еще при Советском Союзе был Цех по утилизации животных, который киевляне называли "фабрикой смерти". В течение 55 лет на "фабрике" массово заживо уничтожали бездомных кошек и собак, пока в 1997 году украинская журналистка Тамара Тарнавская и ее немецкая коллега Кристи Шехтл скрытой камерой не сняли документальный фильм об этом. Фильм показали на нескольких европейских телеканалах, депутатам Европарламента и высокопоставленным европейским чиновникам. Под давлением Европы Цех закрыли, а землю выделили в аренду на 49 лет "Обществу защиты животных SOS".
Тарнавская, которая на тот момент работала в ООН, и строила карьеру в Европе, стала президентом "Общества" и начала активно заниматься вопросом защиты животных в Украине. Вскоре она и вовсе окончательно переехала в Киев и посвятила жизнь приюту в Пирогово.
- После этого я просто не могла спокойно жить. Я все видела, слышала эти крики. Тогда поклялась, что сделаю все для того, чтобы не только спасти этих животных, но и помочь всем остальным. Я тогда работала в ООН, имела дело с европейскими политиками, жила в Женеве. Тогда в ООН было 250 аккредитованных журналистов, и мне показалось, что я теряю свое время там. Закрыть Цех и сделать на его месте приют - стало смыслом моей жизни. Так я развелась с мужем и окончательно переехала из Женевы в Киев. Это был мой выбор и я не жалею о нем, - рассказывает Тарнавская.
По словам Тарнавской, когда Цех закрыли, на его территории были только "трупы, кости, полно шерсти и 56 недобитых собак". В течение года велись подготовительные работы. Нужно было очистить территорию, охранять то, что там уже было, кормить оставшихся животных. На все это украинская власть не дала ни копейки. Подготовительные работы велись за деньги самой Тарнавской и Екатерины Чумаченко, которая вскоре стала женой Виктора Ющенко.
Когда европейцы увидели, что волонтеры не бросили борьбу за будущий приют, они начали спонсировать его строительство. Первые деньги на это дала французская актриса и общественный деятель Брижит Бордо. Кроме того, средства выделяли федеральный канцлер Австрии, генеральный директор Европейского отделения ООН в Женеве, принц Карим Ага-Хан IV, художница Жанна Щик и еще многие известные в Европе люди. Затем подключились организации по защите животных Великобритании, Германии и Швейцарии.
То есть, по словам волонтеров, в этом приюте нет украинских средств, это полностью европейский, а именно – швейцарский, проект. За все 20 лет его существования киевские власти выделили всего 150 тысяч гривен, и то, их удалось получить только несколько лет назад.
Сейчас европейцы продолжают спонсировать приют в Пирогово. Эти деньги идут на лекарство для животных, зарплату для сотрудников, налоги. В субботу, 22 апреля, в приюте прошел день открытых дверей, на котором присутствовали два депутата швейцарского парламента – Лоренс и Шарль Рилле, муж и жена. Они привезли с собой лекарства суммой примерно 2 тысячи евро, которые спасают жизнь животным после укусов ядовитых клещей. Кроме того, Рилле привезли личные поздравления от Брижит Бордо и французского актера Ален Делона, которые также интересуются судьбой приюта. Бордо, вместе с поздравлениями, передала 6 тысяч евро.
Общая площадь приюта составляет примерно 1,8 га. Есть несколько небольших хозяйственных домов, крытый павильон для животных, склад с едой, по всему периметру расположены собачьи будки и клетки. Впрочем, собаки не сидят круглосуточно на привязи, а спокойно бегают по приюту и просят с ними поиграть. Коты тоже ласковые и ручные, - они не то, что не боятся людей, сами вылезают на колени и начинают мурчать. Для них есть отдельное помещение, куда собаки попасть не могут.
Еды животным хватает - у приюта заключены договора с крупными супермаркетами на то, чтобы те отдавали продукты, срок годности которых уже подходит к концу. Не хватает им только места - сейчас на территории живут около 1000 собак и 316 котов. В приют постоянно подбрасывают новых живытных. Некоторые из них в ужасном состоянии - буквально скелет, обтянутый кожей. Руководство забирает подкидышей к себе, лечит их и пытается найти новых хозяев. Сейчас в приюте практически нет места, а весь персонал состоит всего из пятерых человек, включая директора и водителя.
Впрочем, все то, что есть у приюта на данный момент - далеко не достижение украинской власти, КГГА особо никогда не интересовалась этим вопросом. Так, 21 апреля прошла пресс-конференция по случаю 20-летия приюта, на которой мэр Киева Виталий Кличко перечислил все, что якобы уже сделано или будет сделано для защиты животных в Киеве. В частности, по словам мэра, на содержание приютов в столице в этом году выделено 800 тысяч гривен. Также, в бюджете заложено 20 млн. гривен на вакцинацию и стерилизацию животных.
Кроме того, на строительство современного Центра защиты животных, в котором они будут проходить лечение и адаптацию выделено 30 млн гривен. Также, Кличко сказал, что бюджетом города предусмотрено выделение средств на строительство муниципального кладбища для животных.
Однако волонтеры не особо верят словам властей. Тарнавская говорит, что уже 20 лет, как все мэры Киева независимой Украины ей что-то обещают, но по факту никто ничего не делает. Как минимум, три последних "строили" Центр и кладбище для животных. Ничего из этого до сих пор нет.
Вместо этого у приюта и волонтеров был и остается ряд проблем. Отсутствие финансирования и догхантеры (Кличко пообещал поспособствовать принятию Закона об усилении ответственности за жестокое обращение с животными, и поднять этот вопрос при личной встрече с министром МВД Украины Арсеном Аваковым) – лишь одни из них.
В 2000 году, например, в отношении Тамары Тарнавской завели уголовное дело. Ее тогда обвинили в распространении наркотиков. Якобы она привозит их со Швейцарии, и распространяет через приют. Тамара тогда выиграла дело, и суд постановил выплатить ей компенсацию в размере 2,5 тысячи гривен.
Перед событиями Евромайдана, в 2013 году, Виктор Янукович-младший хотел закрыть приют и построить на его месте съезд для квадроциклов. Приют стоит на горе, а прямо за ним находится мототрек.
- Он тогда приезжал к нам и говорил, что ему нужна эта земля. Он даже не говорил "приют", он говорил, что ему мешают "эти шавки". Он говорил, что животных убивать не будут, а просто вывезут в лес и отпустят. Нам тогда угрожали, разбили ворота, территорию приюта забрасывали коктейлями Молотова, сожгли один домик. Я говорила, что я поеду в Европу и буду там рассказывать о том, что народный депутат Украины, сын президента, хочет уничтожить животных. Он тогда сказал: "Ой, езжайте куда хотите". Я думаю, что, если бы не начался Майдан, он бы довел дело до конца, а так Майдан нас спас, - рассказывает Тарнавская.
В приюте, кстати, на данный момент есть около 50 собак-"революционеров": после Майдана щенков, которые ранее жили в палатках, коммунальные службы отдали в Пирогово. Также есть собаки из зоны АТО, животные-переселенцы и даже один пес из донецкого аэропорта, которому дали кличку Киборг. Киборг только недавно начал лаять, играться и просить, чтобы его погладили. До этого он практически всего боялся, и был чрезвычайно худым.
Помочь приюту финансово можно, отправив средства на банковский счет:
5168 7556 3160 4481 (Тамара Тарнавская, президент "Общества защиты животных SOS")