ГоловнаКультура
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2013: Живее всех живых

Сегодня в Каннах открывается 66-й кинофестиваль - с сильным конкурсом, неоднозначным главой жюри и без украинцев в основных программах. То ли сочетание цифр 6 и 6 так всех манит, то ли пиарщики фестиваля с удвоенным рвением взялись за исполнение своих обязанностей, но в этом году на Круазетт, кажется, будет настоящее столпотворение.

Фото: EPA/UPG

Прошлый, юбилейный, год для Канн был непростым - несмотря на кучу громких имен в основном конкурсе, лайн-ап оказался, скажем прямо, не очень запоминающимся. Его, помнится, откровенно перекосило в сторону двух фильмов: “Любви” Михаэля Ханеке и “Священных моторов” Леоса Каракса. Первый, получив “Золотую пальмовую ветвь”, был осыпан всеми остальными наградами большого кино, второй, будучи обделенным на Круазетт в прошлом году, вошел практически во все списки лучших фильмов 2012 года. Так что неудивительно, если сегодня наверняка мало кто вспомнит не только остальных участников конкурсной программы, но даже фильм открытия Канн-2012.

В 2013-м, напротив, Канны нагнетают ажиотаж - Тьерри Фремо и Жиль Жакоб, художественные руководители кинофестиваля - прямо-таки решили забросать весь мир инфоповодами, чтобы разговоры о кинофестивале не стихали.

Глава жюри - Стивен Спилберг, фильм открытия - “Великий Гэтсби”, в основном конкурсе - новые Коэны, Полански, Рефн, Содерберг, - в общем, закачаешься. Стоит ли удивляться, что дух безудержного праздника кино (который еще неизвестно, чем закончится - жюри больших киносмотров любят преподносить сюрпризы по части раздачи наград) охватил всех настолько заранее, что уже в середине зимы в Каннах нельзя было отыскать свободного гостиничного номера на священные майские дни.

Фото: EPA/UPG

В информационном потоке, сопровождающем Каннский кинофестиваль, с легкостью можно обнаружить несколько лейтмотивов, без которых любое обсуждение самого главного кинофестиваля в мире было бы неполным. Попробуем приобщиться.

Во-первых, наличие “режиссерского пула” - это долгоиграющая тема, ведь величину пула, глубину и принципы отбора обсуждают уже не первый год. Из-за этого самого пресловутого пула в этом году в основной конкурс, по мнению некоторых киноведов, попали новые фильмы Джима Джармуша, братьев Коэн, Романа Полански, Паоло Соррентино, Джеймса Грэя и Николаса Виндинга Рефна. 

Не зная кухни, легко говорить о каком-то пуле. Многие великие режиссеры не попадали в конкурс просто потому, что их фильмы не соответствовали требованиям этого кинофестиваля. И наоборот - если ты единожды поучаствовал в Каннах, это не означает, что ты получил пожизненную прописку на набережной Круазетт.

— Олег Кохан, кинопродюсер

Последнего, в частности, критики активно выдвигают на “Золотую пальмовую ветвь”, несмотря на то, что два года назад датчанин получил “ветку” за режиссуру своего фильма “Драйв”.

На этот фестиваль Рефн везет еще одну задорную стилизацию, в которой также снялся Райан Гослинг. “Только бог простит” - история о том, как американский парень в Бангкоке по просьбе своей матери (ее играет Кристин Скотт-Томас) мстит за убийство своего брата. Трейлер обещает много крови, неона и электронной музыки.

Джим Джармуш везет в Канны фильм на непривычную для себя, зато облюбованную современными режиссерами разной степени бесталанности, вампирскую тему. Тильда Суинтон и Том Хиддлстон играют влюбленную парочку вампиров. Зовут их Адам и Ева, и они воссоединяются после длительной разлуки. Последний фильм режиссера, “Пределы контроля”, вышел аж пять лет назад и был воспринят неоднозначно.

Голливудские инсайдеры поговаривают, что новый фильм Коэнов - драма о музыканте, приезжающем в Гринвич-Виллидж, чтобы сделать карьеру, “Внутри Льюина Дэвиса” - камерный фильм, вроде “Серьезного человека”. Очевидно, на него не возлагают особых кинопрокатных надежд, и поэтому отложили выход фильма аж до конца этого года. Впрочем, по нашему скромному мнению, “Серьезный человек” - это один из лучших фильмов на свете, так что нас подобные сравнения только обнадеживают.

Паоло Соррентино с легкой руки каннских отборщиков и вовсе был признан надеждой нового итальянского кино. Его фильмы “Последствия любви”, “Великолепный” и “Где бы ты ни был” участвовали в основных конкурсах Канн и принесли Соррентино несколько призов. Его новый фильм, “Великая красота” считается оммажем “Сладкой жизни” Федерико Феллини, и уже только одним этим фактом привлекает особенно пристальное внимание критиков.

Кадр из фильма Великая красота
Фото: Festival de Cannes
Кадр из фильма Великая красота

Роман Полански в этом году везет на Круазетт аж два фильма. В основной конкурс - драму о любви режиссера к актрисе, играющей главную роль в его постановке “Венеры в мехах”; для отдельного показа - “Уик-энд для чемпионов” - документальный фильм о гонщике Формулы-1 Джеки Стюарте. Этот фильм был снят еще в 1971 году (то есть, на пике карьеры Поланского - между “Ребенком Розмари” и “Китайским кварталом”). “Уик-энд” никогда не показывали в США, и совсем недавно права на его показ были выкуплены для того, чтобы показать на Нетфликсе в рамках большого проекта по популяризации крутых документальных фильмов.

Джеймс Грэй тоже, по всей вероятности, может претендовать на место в режиссером пуле - просто он снимает довольно редко и все успевают забыть, что три его фильма уже побывали в основном конкурсе Канн. Правда, Грэй в Каннах так ничего и не получил, но зато был отмечен “Серебряным львом” на Венецианском кинофестивале за свой дебют “Маленькая Одесса”.

В этом году Грэй везет драму “Иммигрант” - о польской эмигрантке, вынужденной зарабатывать себе на жизнь, продавая свое тело. Ее играет Марийон Котийяр, ее сутенера - Хоакин Феникс, а ее спасителя - Джереми Реннер. Все это снял на свою волшебную камеру Дариус Хонджи (который стоял за камерой не только у фильмов Жана-Пьера Жене, но и у “Любви” Михаэля Ханеке).

Кадр из фильма Иммигрант
Фото: Festival de Cannes
Кадр из фильма Иммигрант

Из теории о режиссерском пуле несколько выпадает тот факт, что еще один завсегдатай каннских лайн-апов - Ларс фон Триер, несмотря на то, что его “Нимфоманка” почти готова и в Каннах режиссера давно простили за его шутки про Гитлера, - не приедет в этом году на фестиваль. “Нимфоманка” с Шарлоттой Генсбур, Шайей ЛаБафом и Стелланом Скарсгардом должна выйти на экраны уже летом, и это, несомненно, дает повод для разных спекуляций: мол, мог бы и поторопиться - специально для Каннского-то кинофестиваля.

Еще одна животрепещущая тема, регулярно возникающая при обсуждении решений фестивальных директоров Жиля Жакоба и Тьерри Фремо, - это тлетворное влияние Голливуда на Каннскую программу. Сам Фремо в интервью журналу Variety не отрицает того, что между Каннами и большими студийными боссами действительно наладились неплохие отношения - и он этому всячески способствовал.

Ежегодно в Каннах - если не на церемониях открытия, то вне конкурса, проходят презентации летних голливудских блокбастеров. На Круазетт уже никто не удивляется соседству радикальных режиссеров вроде того же фон Триера с трехметровыми статуями Кота в Сапогах, так что союз киноманов и кинобизнеса можно считать успешным.

Не говоря уже о том, что главой жюри Каннского кинофестиваля в этом году стал Стивен Спилберг, олицетворяющий собой Голливуд таким, какой он есть - великий и ужасный. Такой выбор Каннского руководства, конечно же, стал поводом для отчаянных споров среди канноманов - одни обвиняли Тьерри Фремо в излишнем потакании Голливуду и высказывали опасения относительно решений жюри под предводительством режиссера “Челюстей”, другие посчитали такой выбор вполне соответствующим Каннскому пафосу (в хорошем смысле этого слова).

Фото: Facebook / Кинопоиск.ru

Фильм открытия 66-го фестиваля также демонстрирует выгоду от союза Канн и Голливуда. Несмотря на то, что экранизация “Великого Гэтсби ”уже вышла в прокате у себя на родине, она откроет киносмотр уже вечером в среду. Режиссер Баз Лурманн, к слову, уже удостаивался этой чести - его “Мулен Руж” открывал Канны в 2001 году, когда Тьерри Фремо только-только приступил к работе в отборочной комиссии кинофестиваля.

“Гэтсби” - если верить многочисленным трейлерам и кадрам из фильма - апофеоз голливудского шика с дикой примесью блесток, странного саундтрека и 3D-технологий. Чем не достойная картина для открытия Каннского кинофестиваля? А учитывая, что действие следующего после “Гэтсби” романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда “Ночь нежна” частично происходит на Лазурном берегу - выбор кажется как нельзя более удачным.

Украинцы смогут приобщиться к празднику кино уже с 16 мая, когда “Великий Гэтсби” выйдет в прокат. А вот похвастаться отбором отечественных фильмов в фестивальные программы 66-х Канн Украина не может.

Байопик о Сергее Параджанове, снятый во французско-украинской ко-продукции, подали на три конкурсные программы - основную, “Неделю критики” и “Двухнедельник режиссеров”, но никуда он, к сожалению, не был принят. Украинские короткометражки, которых в этом году было снято куда больше, чем в те годы, когда Канны покоряли Марина Врода и Игорь Стрембицкий, тоже в соответствующий конкурс не попали. Но 12 из них будут показаны в Каннах в рамках программы “Short Film Corner”, где их увидят профессионалы киноиндустрии. Вполне возможно, что после этого показа украинские фильмы смогут попасть в программы других мировых киносмотров.

Как бы то ни было, Каннский кинофестиваль продолжает формировать голос современного кино. Вопреки время от времени усиливающимся стонам об упадке в кино, “уходе эпохи” и смерти кинофестивалей, на Круазетт пытаются нащупать пульс нового поколения. Как мсье Фремо и мсье Жакоб это делают - отбирая фильмы авторов элитного пула, сложившегося за десятилетия (кто сможет отказать Роману Полански в его резонерстве?), “одалживая” режиссеров у других кинофестивалей или переманивая их в свой конкурс (Асхар Фархади и София Коппола, как отмечают некоторые критики, все-таки были открыты не на Круазетт), или же, с риском для жизни, открывая новые имена в кино, - неважно. Важно то, что Канны, несмотря на все - это точка отсчета для следующего кинематографического года. То, что произойдет за 11 дней там, будет происходить на протяжении целого года на всем остальном земном шаре.

LB.ua отправляется в Канны и будет следить за пульсом современного кино вместе с кинофестивалем.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
LB.ua в соцмережах: