Озвучен порядок цен, оглашен ориентировочный размер затрат на 100 км пробега. Но насколько серьезно "увлечение электричеством", субсидируемое правительствами стран по обе стороны океана?
Об этом косвенно можно судить по тому, насколько активно применяются электрические компоненты в конструкции спортивных моделей и как эти модели позиционируются.
Начнем с авангарда: небольшая компания Tesla из Калифорнии уже сейчас предлагает свой электрический Roadster 2.5, разгоняющийся до 100 км/ч за 3.9 с, развивающий максимальную скоростью 200 км/ч и обладающий запасом хода до до 390 км (время зарядки батареи – 3,5 часа). При этом, для продвижения своих электромобилей Tesla наняла Жоржа Блана – этот человек последние 4 года проработал с Apple. Кроме того, с каждым покупателем – а такие есть, к примеру, и в России – компания поддерживает тесную связь, предлагая полное сопровождение своих машин.
Инновации в сочетании с индивидуальным подходом? Это совершенно точно будет цениться и в 21 веке.
Конечно, мировые гранды не могут сразу-сходу предложить покупателям электромобиль под своей маркой. История, традиции, сложившееся восприятие бренда…
Но двигаться вперед необходимо. И результаты этого движения были представлены весной этого года в Швейцарии. Именно там, в Женеве, стало совершенно ясно: рано или поздно производители суперкаров предложат покупателю и электрические версии своих моделей. Потому что никогда до этого публике не представляли одновременно гибридную технику от Ferrari, Lotus, Porsche… Теперь вопрос лишь в том, когда к традиционному "спорткар" или "суперкар" добавиться приставка "электро".
Из Маранелло в Женеву привезли первый в истории марки автомобиль с гибридным приводом, созданный на базе 599 GTB Fiorano. Расположенный за КПП 3-фазный электромотор добавляет к исходной мощности 599-й еще порядка 100 л.с. – и весит при этом около 40 кг.
Итальянцы говорят, что технологии, использованные при создании машины, вполне могут оказаться элементами конструкции будущих 8- и 12-цилиндровых Ferrari, независимо от расположения самого мотора. Учитывая, что заявленное снижение выбросов СО2 на 1 км в смешанном цикле движения составит 35%, подобное развитие событий вполне вероятно.
Lotus привез гибридный Evora 414E Hybrid Concept. Удалив штатную трансмиссию, англичане оснастили автомобиль двумя электромоторами – по одному на каждое из задних колес.
Индекс 414 означает их примерную суммарную мощность в "л.с.". Подзаряжать литий-ионные батареи, служащие источником энергии Evora 414E, можно либо от бытовой электросети, либо с помощью "бортового" 50-сильного 3-цилиндрового бензинового мотора объемом 1,2 литра.
А этой осенью в Париже Lotus показал линейку моделей, которая за 5 лет должна совершить революцию: новые Elan, Elise, Esprit, Elite,и Eterne. Как Вы догадались, все они будут иметь гибридные версии.
Ну, а теперь – десерт. В этом году компания Porsche выдала целый ворох новинок: Cayenne-II, 911 Turbo S, 911 GTS, 911 GT2 RS, 911 Speedster, Cayman R, анонсирован "младший брат" Cayenne… Но стенд штуттгартцев в Женеве был показательным: на нем представили… сразу 3 гибрида от Porsche!
Причем, гибридный Cayenne смотрелся на фоне двух других дебютантов "белым и пушистым". Потому что один из них был создан на базе канонического 911-го, а второй – это был 918 Spyder - просто ошарашил как своей внешностью, так и техническими характеристиками. С него и начну.
Экстерьер 918 Spyder – это классный микс, в привкусе которого четко читаются и 356 Carrera Cabriolet, и 550 Spyder и легендарный 917-й, и – куда же без нее! - Carrera GT. Но 918-й берет даже не изысканной, породистой внешностью и таким же интерьером: когда знакомишься с его техническими характеристиками, в голове крутится "они либо сошли с ума, либо уже сейчас разделались с конкурентами".
Вдумайтесь: автомобиль весом около 1490 кг оснащен среднерасположенным V8 объемом 3,4 литра мощностью более 500 л.с. и тремя электромоторами суммарной мощностью около 220 л.с.
Заявленное время спурта с места до 100 км/ч – 3,2 с, максимальная скорость – 320 км/ч. А дальше – нечто из разряда научной фантастики. То, что время на Северной Петле составляет менее семи с половиной минут – это только "затравка". А вот показатель СО2, равный 70 г/км заставляет крепко задуматься. Потому что сейчас автопроизводители стремятся уложиться в 120 г на километр.
Если перевести это в привычные "л/100 км", то получится, что 918 Spyder тратит на сотню около 3 литров бензина. Понятно, что на Нюрбургринге этот показатель выглядит иначе. И все же впечатляет, даже несмотря на то, что 918 Spyder – это концепт-кар.
Ведь немцы не просто показали эту машину. Для того, чтобы продемонстрировать, насколько продвинулись работы в бензо-электрическом направлении, кроме 918-го они привезли гибридный 911.
Его переднюю ось приводят два электромотора по 60 кВт каждый, заднюю - 4-литровый "боксер" мощностью 480 л.с. Высокая мощность и забота об экологии. Они называют это "Porsche Intelligent Performance".
И поскольку исходное назначение 911 GT3 R Hybrid – гонки, в мае этого года он участвовал в 24-часовом марафоне на Нюрбургринге. При этом 8 часов гибридный 911-й лидировал. Но его создателям было мало - и машину заявили в Intercontinental Le Mans Cup, в отдельный экспериментальный GT’класс. Серию из 3 гонок по 1000 километров машина прошла так, что после финального заезда в китайском Жухае шеф Porsche Motorsport Хармут Кристен сказал: "Автомобиль прошел всю дистанцию без малейших проблем… Для 911 GT3 R Hybrid это определенно не последний выход на старт".
Интересно, не выйдут ли в следующем году на старт Intercontinental Le Mans Cup в этом же экспериментальном GT’классе Ferrari и Lotus? И если уже сегодня бензо-электрическая модель совершенно спокойно проходит тысячекилометровые марафоны, то как скоро мы увидим борьбу чисто электрических суперкаров? Судя по темпам развития "гибридов" и смежного с ними сектора e-mobility – ждать осталось не долго.
Фото – Tesla Motors, Ferrari S.p.A, Lotus Group, Porsche AG