При этом Виктор Ющенко проигнорировал тот факт, что само возведение памятника проходило в атмосфере общественного скандала. Вследствие протеста инициативных пражан пришлось менять место для памятника и строить его без учета мнения местных жителей, обеспечив в высоком темпе разрешения всех нужных инстанций. Что, впрочем, не снимает проблемы общественного недовольства. Экскурсовод пани Ольга вежливо заметила журналистам из Украины: «Мы не имеем ничего против ваших поэтов, но что общего у Шевченко с Прагой?».
Вряд ли ее убедил бы аргумент украинского президента - именно в Праге увидело свет первое нецензурированное издание «Кобзаря». В XIX веке столица Чехии была крупным издательским центром и ныне вряд ли хватило бы места для памятников всем «впервые изданным» там.
Двухметровый бронзовый Шевченко установлен на площади Кинских в районе Смихов, сравнительно недалеко от центра Праги. То есть в районе, напичканном разными архитектурными памятниками. Поэтому раздраженность части жителей Праги можно понять, ведь столица для чехов - объект национальной гордости. Говорят, что они капитулировали перед нацистской Германией не в последнюю очередь из-за того, чтобы немцы не разбомбили их столицу. Каждая улица и площадь, каждый дом и памятник составляет для них особую ценность. Вряд ли таким станет памятник, против возведения которого протестовала общественность.
Сегодня в Чехии официально работает около 130 тыс. «заробитчан» из Украины. Нелегально же, как говорят эксперты, их может быть столько же или в два раза больше. В любом случае на улицах Праги довольно часто слышна украинская речь. Но у рядового чеха эта речь ассоциируется в первую очередь не с высокой славянской культурой или европейским демократическим государством, а с «языком заробитчан», то есть с проблемой, которую нужно решать, особенно в связи с мировым финансовым кризисом.
И чешская власть пробует решать эту проблему - несколько дней назад полностью приостановлена выдача рабочих виз гражданам Украины, а за несколько недель до того начала действовать правительственная программа по добровольному возвращению «заробитчан» на родину. Желающим покинуть Чешскую Республику власти дают билет в одну сторону и ?500 «подъемных».
И вот в таком контексте проходило открытие «национального символа» Украины в Праге. И сколько бы президент Ющенко ни убеждал себя и украинцев в том, что это акт «мирового уважения», на самом деле, он сам чехами воспринимается как «президент заробитчан», а Шевченко - как «национальный символ заробитчан».
Кстати, пражский случай совсем не первый. Несколько лет назад подобная история произошла и в столице Польши. Возведению памятника Тарасу Шевченко недалеко от украинского посольства, в скверике рядом с площадью Люблинской Унии, тоже предшествовали протесты части граждан и депутатов горсовета Варшавы. И только благодаря сверхусилиям тогдашнего посла Украины Дмитрия Павлычко за памятник Шевченко проголосовало на несколько депутатов больше, чем за памятник Симону Боливару. Правда, уважения поляков к украинцам этот факт тоже не добавил.
Потому как не памятники создают репутацию народам, а народы - своим памятникам.