ГоловнаСуспільствоЖиття

Пули, деньги и стволы

Инициатива МВД легализировать внутренний рынок оружия уже натолкнулась на неприятие Министерства юстиции. На этой неделе Юрий Луценко сообщил, что Минюст против того, чтобы разрешить всем вменяемым и законопослушным гражданам страны свободно покупать травматическое оружие – то есть пистолеты и револьверы, изготовленные специально для стрельбы боеприпасами с резиновыми пулями.

Пули, деньги и стволы
Фото: УНИАН

Скептично настроена и Служба безопасности Украины. Председатель спецслужбы Валентин Наливайченко заявил, что, дескать, надо не оружие людям раздавать, а усилить патрулирование в проблемных районах. «У законопослушных граждан руки задрожат, (законно применить оружие – «Левый берег»), – сказал Наливайченко агентству УНИАН. – Я за то, чтобы профессионалы защищали людей». Один из самых главных скептиков, даром что политический соратник министра Луценко, – первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью Геннадий Москаль. «Хотите, чтобы люди спьяну перестреляли друг друга, а вдобавок еще собак, котов и все вокруг – разрешайте продажу оружия всем… У министра плохие советники – милиция должна изымать, а не раздавать оружие населению», – говорит один из самых опытных милицейских генералов.

Идея не ограничивать продажу «резины» лишь судьям, сотрудникам правоохранительных органов, их добровольным помощникам и журналистам овладела умами милицейских начальников еще осенью прошлого года. В качестве одной из мер борьбы с преступностью, набирающей обороты вместе с экономическим кризисом. Лозунг «Защити себя сам – купи «резину» был истолкован противниками легализации оружия как признание милицией собственной беспомощности в войне с криминалом. Кроме того, на руку скептикам сыграли и все эти непрекращающиеся массовые расстрелы не только в США, но уже в сытой и спокойной Европе. На самом деле, за оголтелой критикой милицейских инициатив все как-то забыли, что в качестве орудия преступления в подавляющем большинстве случаев используются именно нелегальные стволы. Зарегистрированное же оружие стреляет крайне редко. Однако проблема намного глубже: в обществе, в котором много лет культивировалось строгое табу на оружие, попросту отсутствует культура обращения с ним. В советское время тиры ДОСААФ были на каждом углу – там можно было пострелять из пневматики, начать приобщение к оружию. Сколько тиров, доступных обычным владельцам «резины», действуют в столице сейчас? Уверен, что намного меньше, чем должно было быть в стране, инициирующей такой шаг, как отмена ограничений на «резинострелы».

Как раз в самый разгар дискуссии о том, разрешать ли их свободную продажу, в Киеве и Харькове произошли два весьма показательных преступления. В середине марта в столице на улице Багговутовской (на которой, кстати, находится милицейский «главк» УБОПа) было совершено разбойное нападение и убийство охранника хозяйки обменного пункта. Забрали $2 тыс. Мужчине, открывшему огонь резиновыми пулями по трем вооруженным налетчикам, бандиты ответили из огнестрельного. В данном случае травматическое оружие не то что не помогло дать отпор преступникам, но и, скорее всего, спровоцировало их на убийство. Хотя бандиты стреляли по конечностям охранника, мужчина умер от потери крови.

А в начале апреля в Харькове жертвами вооруженных бандитов стали трое инкассаторов – их хладнокровно расстреляли из автомата, забрав 300 тыс. грн. Инкассаторы даже не успели воспользоваться табельным огнестрельным оружием – парни так и остались лежать на земле с пистолетами в руках. В службе инкассации «Ощадбанка» пренебрегли элементарными мерами безопасности – на погибших даже не было бронежилетов. Хотя и они вряд ли помогли бы при стрельбе из автомата Калашникова. Сам этот ствол харьковские отморозки-налетчики похитили у убитого ими охранника банка еще во время своего самого первого налета в 2001 году. С тех пор именно из этого автомата несколько раз бандиты открывали огонь на поражение по инкассаторам. Банду ловят до сих пор. В том числе и в России.

Кроме того, существует проблема не сертифицированных травматических боеприпасов. Так называемую «черную резину» изготавливают кустарным способом в подвалах и продают дороже обычной – ее убойная сила намного сильнее. В качестве поражающего элемента под слоем резины спрятан металлический шарик. И ранения от таких боеприпасов намного тяжелее. Нередки и смертельные случаи. Тем не менее, купить их не предоставляет особого труда.

О чем все это говорит? Лишь о том, что прежде, чем разрешать широкую продажу оружия населению, нужно провести, если хотите, масштабный ликбез – как с этими пистолетами и револьверами обращаться. Открыть доступные тиры, привлечь инструкторов, профинансировать все за счет самих производителей травматического оружия. Иначе все инициативы легализации доступа к нему останутся лишь теми благими намерениями, которыми выстелена дорога в ад.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, військовослужбовець, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram