Возвращение "5+2"
Вице-премьер по реинтеграции Молдовы Георгий Балан в ходе встречи 16 июня с прибывшими в Кишинев депутатами Парламентской Ассамблеи ОБСЕ заявил, что "усилия действующего правительства направлены на поиск жизнеспособного решения приднестровской проблемы, которое предусматривало бы специальный юридический статус для Приднестровья, при условии обеспечения суверенитета и территориальной целостности Молдовы".
Так он прокомментировал очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия и Приднестровье как стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ как посредники, ЕС и США — как наблюдатели), состоявшийся после двухлетнего перерыва 2-3 июня в Берлине.
При этом, в Берлине никаких конкретных договоренностей, кроме даты и места новой встречи, озвучено не было. Всё, кроме даты - лишь декларации о "стремлении к решению" вопросов, которые не решаются десятилетиями.
Такое заявление Балана было встречено делегацией ПА ОБСЕ весьма благосклонно. Гости заверили, что "и в дальнейшем будут оказывать необходимую политическую помощь в процессе урегулирования приднестровского вопроса при соблюдении территориальной целостности Молдовы".
Торги за безопасность
Накануне встречи в Берлине "МИД ПМР" объявил, что надеется на продвижение «молдавско-приднестровских отношений главным образом по вопросам политически мотивированных дел против наших должностных лиц, общественных деятелей и предпринимателей, а также урегулирование вопроса с транспортным и железнодорожным сообщением».
Проблема уголовных дел открытых в Молдове против функционеров из «ПМР» - один из самых острых вопросов в отношениях Кишинева и Тирасполя. Несмотря на то, что ни одно из таких дел не доведено ни до суда (ни, тем более, до приговора) и на свободу передвижения приднестровских чиновников по миру они тоже практически не повлияли, приднестровская верхушка испытывает по этому поводу сильный зуд.
"Именно проблема уголовных дел против граждан ПМР, в том числе предпринимателей и чиновников, стала причиной большого перерыва в переговорах в формате «5+2». За период с 2014 по 2015 год Кишиневом было возбуждено порядка 200 уголовных дел, в том числе в отношении депутата Верховного совета республики Татьяны Туранской и экс-министра внутренних дел ПМР Геннадия Кузьмичева, который баллотируется на пост президента Приднестровья в 2016 году", - подчеркивают в "МИД ПМР".
Однако здесь надо уточнить одну важную деталь - за абстрактными формулировками кроется конкретная уголовщина: незаконные аресты и приговоры, смерти в СИЗО и в тюрьмах, «отжим» имущества. Все без исключения уголовные дела против приднестровских чиновников были открыты не политическим решением сверху, а по заявлениям пострадавших граждан.
То есть, открытие уголовных дел против преступников, некоторые из которых занимают какие-то посты в администрации непризнанного анклава, была инициативой снизу, поддержанной правозащитными организациями. Кстати, молдавская прокуратура открывает такие дела неохотно и ведет их крайне вяло - и если бы не настойчивость пострадавших граждан, и не давление правозащитников, не было бы и этих дел.
Молдова, следуя европейским правилам игры, в число которых входит и защита прав граждан - и которыми демонстративно пренебрегает Приднестровье, объявляя правозащитные организации экстремистскими, вынуждена открывать уголовные дела по заявлениям о совершенных преступлениях. И даже объявлять преступников в розыск - но не более того. Во всяком случае, когда таких формально-разыскиваемых Молдовой деятелей из «ПМР» арестовывали в сопредельных странах - а такое случалось - Молдова, формально требуя их выдачи, в итоге неизменно ее не добивалась, проваливая этот процесс.
Так происходит всегда. Это заставляет предположить, что выдачу проваливают преднамеренно - у Кишинева нет желания доводить дела функционеров «ПМР» до суда, притом, по многим причинам. Одна из них - страх перед вооруженными бандитами с левого берега, страх на всех уровнях: от боязни вооруженной агрессии на уровне государства, до боязни следователей и судей получить пулю или удар ножом в подъезде. Силовики из «ПМР» действуют в Молдове вполне свободно и счет людей, похищенных на правом берегу и вывезенных на левый, идет на десятки.
Кроме того, глядя на Украину в Кишиневе не верят, что в случае агрессии со стороны Тирасполя Молдове окажут достаточно быструю и действенную помощь. А учитывая, что пророссийская "пятая колонна" в Молдове очень сильна, то даже оказанная помощь может «опоздать».
Другая причина нежелания доводить такие дела до суда кроется в том, что в контрабандных схемах, базирующихся в «ПМР», замешаны молдавские фигуранты. Поэтому у Тирасполя в Кишиневе есть лобби. Есть оно и в Москве, и в Киеве, и в Одессе.
В итоге все такие дела уходят в архив, без каких-либо последствий для их фигурантов. Но приднестровцы всё равно встревожены, поскольку понимают: если ситуация изменится, то эти дела могут быть подняты и запущены уже всерьёз, по полной программе. А приднестровцы понимают, что судить их есть за что.
В этой ситуации у Молдовы есть два варианта поведения.
Вариант 1: не открывать дела против приднестровцев вообще. Но это будет означать появление универсальной индульгенции для преступника, занявшего любой пост в приднестровской администрации и использующий этот пост для преступной деятельности. По сути, это и будет означать полномасштабное признание «ПМР».
Вариант 2: доводить такие дела до конца. Однако в этой ситуации очень неприглядная ситуация вскроется уже публично.
Так, окажется, что Приднестровское "государство" напрямую «крышует» большую часть организованной преступности во всем регионе - не только в «ПМР», но и в Молдове и в Одесской области Украины. И, по большому счёту, приднестровское "государство" в его нынешнем виде является инструментом организованной региональной преступности и построено исходя из этой задачи. В силу этого «ПМР» также является источником коррумпированности и вовлечения в криминальную деятельность граждан соседних государств.
Кроме того станет понятно, что никакая "реинтеграция" «ПМР» в Молдову невозможна – возможен только полный её демонтаж, серия показательных процессов над верхушкой, декриминализация и только после этого – последовательная реинтеграция освобожденной территории и её населения. Очевидно, что на такой вариант нынешние представители «ПМР» не согласны.
«Дайте им немного еды»
По мнению главного редактора портала ava.md Андрея Андриевского, в словах главы бюро реинтеграции нет ничего сенсационного, он просто повторил официальную позицию Молдовы, которая не меняется уже более двух десятилетий – но увы, и не влечет за собой практических шагов.
"То, что Приднестровье – часть Молдовы, в Кишиневе не забывали никогда и ни при каком правлении, независимо от провозглашаемого властью курса "на Россию" или "на ЕС". Другое дело, что для возврата контроля над этой территорией никогда ничего реального не делалось. Сейчас Кишинев, в силу стечения обстоятельств, как никогда прислушивается к советам Запада и не просто прислушивается, но и выполняет их почти на 100%». А мы видим как раз традиционные методики действия европейцев, которые советуют нам – дайте им, приднестровцам, немного еды и они сами к вам прибегут», - говорит LB.ua Андриевский.
Эксперт сомневается в успешности выбранной стратегии. «Сработает? Сомневаюсь, но на сегодня повестка дня такая. А дальше будет видно. И конечно очень многое будет зависеть от того, какой глубины достигнет накрывший непризнанную республику экономический и социальный кризис", - считает он.
И даже если метод сработает, то в результате Кишинев будет выглядеть как сторона, которая пройдя все этапы противостояния (активную войну, экономическую блокаду и «холодную войну») в итоге таки капитулировала, по совету внешних сил, перед требованиями наглых сепаратистов и их российских кураторов.
А все потому, что изначально была допущена роковая ошибка – Кишинев согласился сесть за общий стол переговоров с сепаратистами и вести разговор с ними напрямую.
Кстати, именно к такому шагу склоняют сегодня и Украину.