ГоловнаЕкономікаБізнес

Сталевий обвал

Наступивший год практически наверняка окажется хуже ушедшего для украинских металлургов. Негативные ожидания позволят сфокусироваться на постановке реальных целей и эффективном решении имеющихся и потенциальных угроз, а не заниматься строительством "воздушных замков".

Фото: solo-consulting.com

После кризиса 2008-2009 годов украинская металлургия работала относительно стабильно. Объемы произведенной продукции позволяли нашей стране находиться среди 10 крупнейших мировых производителей. В 2010-2013 годах отечественные металлурги выплавляли 33-35 млн т стали ежегодно. 30-32 млн т были вполне реальным показателем в кратко- и среднесрочной перспективе, но докризисные 43 млн т (в 2007 году) остались лишь в истории и воспоминаниях. Ведь после 2008 года несколько крупных, но неэффективных сталеплавильных цехов были остановлены, оборудование демонтировано.

2014 год не обещал сюрпризов, что подтверждали результаты работы в первом полугодии - 15,5 млн т стали. При сохранении таких темпов деятельности, металлурги по итогам года могли выйти на показатель 31-32 млн. т (-3-5%). Ведь несмотря на сложную социально-политическую обстановку на востоке страны, появление так называемых Донецкой и Луганской народных республик, большая часть предприятий региона работали, закупали сырье, экспортировали готовую продукцию.

* - прогноз ГП "Укрпромвнешэкспертиза". Источник: Concorde Capital
* - прогноз ГП "Укрпромвнешэкспертиза". Источник: Concorde Capital

Фактор Донбасса

Но в августе в Донецкой и Луганской областях развернулись масштабные боевые действия, из-за которых многие предприятия были остановлены или существенно сократили загрузку, что отразилось на объемах и структуре производства металлургической продукции. В первом полугодии 2014 года, когда еще действовали все металлургические предприятия, общий вклад Донецкой и Луганской областей в украинскую выплавку стали превышал 50%. Но в августе-сентябре были полностью остановлены Алчевский МК корпорации ИСД и Енакиевский МЗ Метинвест Холдинга. Также простаивало производство на Донецксталь-МЗ, однако основная продукция этого предприятия - чугун, а сталеплавильные мощности находятся на реконструкции. Более чем на половину снизилась загрузка ММК им. Ильича и МК Азовсталь – предприятий Метинвест Холдинга, находящихся в Мариуполе. Часть предприятий смогли возобновить деятельность или увеличить загрузку мощностей, но во втором полугодии выплавка стали сократилась до 11,7 млн т, а доля Донецкой и Луганской областей до 35%.

Производство стали в Украине в 2014 году, тыс. т

Источник: Concorde Capital
Источник: Concorde Capital

Вклад областей в общий объем выплавки стали в первом полугодии 2014 года, % (остальные области меньше 1%)

Источник: Concorde Capital
Источник: Concorde Capital

Вклад областей в общий объем выплавки стали во втором полугодии 2014 года, % (остальные области меньше 1%)

Источник: Concorde Capital
Источник: Concorde Capital

По данным ОП Металлургпром в 2014 году в Украине было произведено 27,6 млн т стали, что на 16,9% ниже показателя 2013 года. Выпуск чугуна уменьшился на 14,8% до 24,8 млн т, общего проката на 18,1% до 23,8 млн т. Если же сравнивать показатели осенних и зимних месяцев год-к-году, то окажется, что производство сократилось гораздо сильнее.

Определенный оптимизм вселяет тот факт, что ни одно металлургическое предприятие не получило критических повреждений, практически все основные агрегаты были законсервированы с соблюдением необходимой технологии. Сильнее пострадали поставщики сырья и транспортная инфраструктура. Например, вся страна следит за судьбой Авдеевки и находящимся там Авдеевским коксохимическим заводом группы Метинвест. Это крупнейшее в Европе предприятие подобного профиля обеспечивало коксом несколько меткомбинатов, а сейчас оказалось на линии соприкосновения противоборствующих сторон. В этой части Донецкой области уже много месяцев идут ожесточенные обстрелы, из-за которых пришлось забыть о стабильной работе коксохима. С устрашающей регулярностью перебиваются вводы электроэнергии, которая критически важна для основного технологического оборудования. Но коксохимикам удается более-менее оперативно устранять повреждения.

Результата обстрела в Авдеевке
Фото: facebook.com/Вячеслав Аброськин
Результата обстрела в Авдеевке

Транспортный коллапс

Второй сложностью для отгрузки кокса и другого сырья потребителям стало то, что коксохимы, шахты и даже горно-обогатительные комбинаты Днепропетровской области практически отрезаны от нормального железнодорожного сообщения со своими основными потребителями. Пути проходят либо через оккупированную территорию, либо в объезд ее. Но даже в случае объезда есть ограничения по объемам перевозки грузов.

Донецкая и Луганская область – промышленные регионы, с плотной железнодорожной сетью. Однако практически все движение завязано на несколько крупных ж/д узлов (Ясиноватая, Дебальцево, Никитовка и др.), которые в основном находятся на оккупированной территории. Еще летом появились первые сообщения о захвате управления ДонЖД, взрывах мостов, разрушении вокзалов и других инфраструктурных объектов. Риски перевозки пассажиров и грузов и росли. В итоге, в августе было полностью закрыто движение на ж/д вокзале Донецк, через станцию Ясиноватая и другие ж/д узлы.

Даже металлургические предприятия Мариуполя, расположенные на подконтрольной Украине территории, столкнулись с трудностями по доставке кокса из Авдеевки, железорудного сырья из Кривбасса. Приморский город и Украину сейчас соединяет единственная ветка, идущая через Волноваху, Камыш-Зарю и Запорожье. Местами – это одноколейная железная дорога, что создает ограничения при движении большого количества поездов. В качестве экстренной меры Метинвест Холдинг был вынужден организовать доставку около 30% сырьевых ресурсов через морские порты Азовского моря. Так, руда из Кривого Рога поездами доставляется в Бердянск, а оттуда морем – в Мариупольский торговый порт. Еще часть сырья поступала напрямую в порт меткомбината Азовсталь. Эти "танцы с бубном" увеличивали сроки доставки и стоимость стального проката, однако позволяли сохранить работоспособность доменных печей и конвертеров.

Фото: EPA/UPG

В декабре-январе "неожиданно" выяснилось, что "дорога жизни" Запорожье-Камыш-Заря-Волноваха – объект повышенного риска. В течение месяца были взорваны два моста, из-за чего чуть было не прекратилось железнодорожное сообщение с Мариуполем. Ценой невероятных усилий в кратчайшие сроки удалось восстановить эти инфраструктурные объекты и сохранить загрузку Азовстали и ММК им.Ильича.

Цена вопроса

Почему так важно сохранить работоспособность металлургических предприятий? Отрасль все еще является крупнейшим поставщиком валюты в страну. В августе 2014 года Альфа Банк Украина оценил потери валютной выручки от сокращения производства металлопроката. Так, при сокращении показателя среднесуточной выплавки на 35% Украина теряла около $500 млн ежемесячно. А с учетом уменьшения ценовых котировок металлопроката, произошедших во втором полугодии 2014 года, потери металлургов и рудокопов к январю 2014 года заметно увеличились.

Источник: Concorde Capital
Источник: Concorde Capital

Австралийская железорудная руда, поставляемая в КНР, является основным ориентиром при формировании цен на ЖРС по всему миру. В течение прошлого года на спотовом рынке этот продукт подешевел в два раза с $130-135 за тонну в январе 2014 года до до $67-70 за тонну в декабре. В начале 2015 года стоимость руды оставалась в районе не $70/т. Столь существенное снижение цены основного металлургического сырья в первую очередь было вызвано вводом в промышленную эксплуатацию новых крупных месторождений с низкой себестоимостью добычи в Австралии и Бразилии. С одной стороны более низкая стоимость сырья увеличилась рентабельность работы металлургов, но с другой потребители металлопроката получили дополнительный козырь в переговорах с поставщиками проката и стали требовать более низких цен.

Во второй половине прошлого года котировки металлопроката, экспортируемого из Украины, рухнули. Для простоты рассмотрим один из наиболее массовых продуктов – квадратную заготовку, которую производят и экспортируют несколько украинских компаний. Вплоть до начала сентября стоимость квадрата, поставляемого на внешние рынки, находилась в диапазоне $490-510 за тонну. Однако осенью его цена начала снижаться даже несмотря на осенний строительный сезон. К концу года квадратная заготовка подешевела почти на $100 до $390-400 / т. Аналогичный тренд зафиксирован в других сегментах плоского и длинномерного проката.

В данном случае важную роль сыграло не только дешевеющее сырье, но и агрессивная сбытовая политика Китая. Для металлургов КНР 2014 год стал рекордным по объемам экспорта металлопроката. По предварительным данным поставки из Китая на внешние рынки увеличились на 50% до 94 млн т. Причем экспорт рос от месяца к месяцу и в декабре превысил 10 млн т. Если в прежние годы китайская продукция преимущественно поставлялась на соседние рынки Юго-Восточной Азии, то сейчас дешевый прокат made in China предлагается и на Ближнем Востоке, и в Европе. Чуть ли не единственное конкурентное преимущество отечественных металлургов, традиционно работающих на этом рынке, – скорость отгрузки. Однако в современных условиях потребители все чаще отдают предпочтение цене, а не сервису.

Отечественная металлургия, традиционно ориентирующаяся на экспортные рынки, сегодня ощущает многовекторный прессинг. С одной стороны боевые действия ограничивают возможности маневрирования по загрузке металлургических мощностей. С другой – ценовое давление на международных рынках, связанное с удешевлением сырья и агрессивной сбытовой Китая.

ГП Укрпромвнешэкспертиза ожидает, что в 2015 году выплавка стали в Украине снизится до 27 млн т. Однако если взять за основу результаты работы метпредприятий в декабре 2014 года, а также имеющиеся риски со снабжением заводов и комбинатов в Донецкой и Луганской областях, то не должно стать сюрпризом сокращение этого показателя до 22-23 млн т (-11-16%). Маловероятно, что в 2015 году стоимость металлопроката начнет резкий рост. Ведущие мировые аналитики прогнозируют низкую стоимость железной руды и замедление роста ВВП Китая до 6,8-7,3%. Все это предполагает очень тяжелый год для металлургии и в целом для экономики Украины. Но в таких условиях металлурги будут выстраивать работу, более трезво оценивая рыночные в нерыночные условия и перспективы.

Артем ІльїнАртем Ільїн, журналіст, аналітик
LB.ua в соцмережах: