ГоловнаПолітика

Життя після виборів

Принятие нового Основного закона было таким же требованием Майдана, как и полная перезагрузка власти. Поскольку без выработки четких правил игры полноценной перезагрузки не получится. С момента падения режима Януковича прошло уже достаточно времени, но конституционные изменения, похоже, снова откладываются. Судя по всему, раньше конца следующего года они не состоятся.

«Конституционная реформа, которая уравновесит полномочия президента, правительства и парламента, будет начата немедленно и завершена к весне 2014 года», – говорится во втором пункте соглашения, подписанного лидерами тогдашней оппозиции, четвертым президентом Украины Виктором Януковичем и международными посредниками 21 февраля.

Фото: EPA/UPG

Ровно три месяца тому страна временно вернулась к Конституции 2004 года. Той самой, которую нивелировали решением Конституционного суда в октябре 2005-го, наделив Виктора Януковича полномочиями, за которые люди, избирая его на пост главы государства, не голосовали.

Собственно, так и произошел конституционный переворот, заложивший фундамент нелегитимности власти Виктора Януковича.

В феврале 2014-го предполагалось: скорейшее принятие нового Основного закона устранит все существующие перекосы. Также – заложит фундамент для формирования новой власти.

Прошло три месяца. На носу – президентские выборы. Однако полноценная конституционная реформа до сих пор не началась. Существуют лишь предварительные наметки, оформленные в виде «сравнительной таблицы». Первая ее колонка – действующие нормы, вторая – предложения, устраивающие все стороны переговорного процесса, третья – альтернативные варианты (по которым видение сторон расходится), подлежащие обсуждению. Собственно, эта таблица и является сегодня предметом предварительного обсуждения.

По факту, полноценное проведение конституционной реформы напрямую зависит от результата президентской кампании. Которая, в свою очередь, определит, состоятся ли осенью внеочередные парламентские выборы.

Досрочные парламентские выборы – краеугольный камень, на котором базировалась договоренность «УДАРа» и Петра Порошенко в рамках нынешней президентской гонки.

Очевидно, что если они состоятся, то кардинально изменят расклад сил в Верховной Раде.

В случае, если главой государства станет Петр Порошенко, перед ним открыты две опции. Двигать на досрочную парламентскую две колонны – «УДАРа» и своей «Солидарности» – или же объединять их воедино. Учитывая, что «Солидарность» – партия карманная, ни реальных сторонников, ни разветвленной сети в регионах не имеющая, более логичным представляется второй вариант. Однако первый выгоден с точки зрения математики. Без сомнения, новоизбранному главе государства не составит никакого труда наполнить партийный список (пусть даже виртуальной партии), а также набрать себе нужное количество мажоритарщиков.

Фото: Макс Левин

От желающих присоединиться к победе отбоя не будет. Объединившись в парламенте с «УДАРом», эти люди получат шанс сформировать большинство. Может даже без участия третьей стороны.

В оппозиции в таком случае окажутся «Батькивщина» и Партия регионов. Возможно еще коммунисты. Если, конечно, преодолеют проходной барьер, что, учитывая нынешнюю ситуацию, сомнительно. Объединят ли они усилия или станут действовать вразнобой – отдельный вопрос, предметом рассмотрения в этом тексте не являющийся.

Важно другое: пятый президент, кто бы им не стал, должен будет опираться на максимальную поддержку и Запада страны, и Центра, и Востока. В том числе в парламенте. В противном случае его «вынесут» точно так же, как и Януковича. Даже быстрее.

Чтоб не вынесли, новому президенту нужна конституционная реформа. Она для него – индульгенция. Такая же, каким мог стать для второго срока Виктора Януковича успех в Вильнюсе. Но не стал. Выучены ли уроки новейшей истории? Поймем в ближайшее время.

Хотя, конечно, стоит признать: проводить конституционную реформу, уже получив на руки достаточно немаленькие полномочия, куда сложнее, чем на нынешнем этапе.

Именно поэтому уже сейчас в парламенте была создана специальная комиссия, призванная наработать новый текст Основного закона. Наработать так, чтобы глава государства уже не смог пустить их вспять.

Сама процедура, по которой состоялась комплектация комиссии, правда, вызывает вопросы. Регламент предусматривает: спецкомиссия создается лишь в том случае, если данный конкретный вопрос не относится к компетенции какого-либо из комитетов ВР или уже существующей комиссии. Знатоки Регламента - поправляют: данная норма, мол, условная, поскольку к компетенции этих субъектов можно при желании отнести что угодно. Но если цель – детальная проработка вопроса, а не имитация процесса, стоит все же создавать отдельный орган. Что и было сделано.

Результатом работы комиссии стала упоминавшаяся ранее сравнительная таблица, которая даже в законопроект не была оформлена. То есть, по большему счету, проекта новой Конституции сегодня нет. Значит, и анализировать предварительные наметки по сути, а не по форме пока преждевременно. Это – важный момент и мы его зафиксируем.

Условными авторами существующих набросков называют Руслана Князевича и Валерия Писаренко. Якобы для того, чтобы аккумулировать максимальное количество голосов – как во власти, так и в оппозиции. Шеф-редактор – Александр Турчинов. Это, кстати, нивелирует домыслы относительно того, что истинный автор «новаций» – Андрей Портнов, пребывающий ныне в московском изгнании.

Фото: Макс Левин

В середине недели спикер Турчинов должен был отправить странный документ под названием «сравнительная таблица» для рассмотрения в Венецианскую комиссию. Выводы которой носят исключительно рекомендательный характер, тем не менее, пренебрегать ими не принято.

Первые результаты планируется получить 13-14 июня (13-го состоится ближайшее заседание комиссии). После этого украинской стороне, очевидно, необходимо оперативно готовить полноценный текст Конституции. Основа которого – принятый намедни парламентом «Меморандум взаимопонимания». Так, чтобы уже до конца текущей парламентской сессии (заканчивается в середине июля, – С.К.) можно было собрать под него 226 голосов и отправить на одобрение в Конституционный суд. Тогда на следующей сессии, уже после вердикта КСУ, предстоит собрать триста голосов и вуаля – дело в шляпе, страна получит новую Конституцию.

Однако не все так просто.

Во-первых, Основной закон – явно не тот документ, который должен писаться «на колене», впопыхах, да еще и с оглядкой на исход президентских выборов.

Во-вторых, не факт, что в нынешней Раде есть на это голоса. Даже элементарные 226. Так, ПР и «сердечные» однозначно «за», «Свобода» и «УДАР» вслух «нет» не говорят, но в этой их последовательности возникают серьезные сомнения. Особенно, что касается «УДАРа». Зачем им, право, лишать полномочий своего фаворита избирательной гонки? Всегда можно придумать формальную причину и отложить вопрос на «после выборов». Президентских ли, парламентских ли, это уже, право, не столь важно.

С коммунистами все понятно, о них даже не вспоминаем. Что касается расплодившихся в последнее время «независимых» депутатских групп, то они, как и крупные фракции, зависят от одного единственного фактора. Фактора, обуславливающего успех или неуспех нынешней конституционной реформы. Собственно – договоренностей между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко. Не ради собственных электоральных выгод, но ради будущего страны.

Если же на этой сессии с Конституцией не сложится, очевидно, Украине долго еще придется жить по Основному закону образца 2004-го. Особенно в случае проведения досрочных парламентских осенью.

Фото: Макс Левин

Математика проста. Второй тур президентских состоится (по плану, - С.К.) 15 июня. Некоторое время - на калькуляцию результата, вступление его в законную силу. После - инаугурация. Если обойдется без обжалования итога гонки в судах, "коронация" нового главы государства состоится не раньше конца июня. В таком случае, теоретически президент успеет объявить перевыборы Рады еще на текущей сессии парламента. Пройдут они, при этом раскладе, в сентябре. Если выборы будут объявлены позже, скажем в сентябре, то голосование сместиться уже на ноябрь. Теперь опять заложим время для подведения итогов, начала работы Рады, формирования всех ее органов. Хорошо, если к концу нынешнего года поспеют. Станет ли новая Конституция первым же вопросом, которым озаботятся депутаты? Даже если так, раньше чем к осени 2015-го - с учетом нормы о двух сессиях - ее не примут. Следовательно, нынешние тематические дискуссии ничего общего с реальностью не имеют.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram