Именно Медведеву было поручено анонсировать политические реформы после масштабных оппозиционных выступлений в Москве и других городах России. Но уже сейчас ясно, что даже от половинчатых и непоследовательных предложений уходящего президента мало что останется. Думцы пытаются приспособиться не к Медведеву, а к не скрывающему своего презрения к согражданам премьер-министру Владимиру Путину, готовящемуся вернуться в Кремль и предпринимающему титанические административные и пропагандистские усилия, чтобы победить своих мнимых конкурентов и уже в первом туре предстоящих президентских выборов. Поэтому в нижней палате российского парламента не спешат ни с возвращением прямых выборов губернаторов, ни с изменением порядка избрания депутатов самой Госдумы, ни с послаблениями в порядке регистраций политических партий.
Можно даже сказать, что все эти реформы будут сведены на нет. Губернаторов население России вроде бы вновь получит возможность избирать, но парламентарии изыскивают лазейку для введения так называемого “президентского фильтра”, о котором несколько раз упоминал Владимир Путин. На практике будущему главе государства хотелось бы, чтобы политические партии, выдвигающие кандидатов в руководители регионов, согласовывали кандидатуры с ним. Как это будет осуществляться на практике и почему оппозиционная партия должна согласовывать кандидата с президентом, являющимся к тому же лидером “партии власти” - вопрос, конечно, интересный. Но Владимира Путина не смущающий, потому что такая схема великолепно вписывается в ту декорацию, которой бывший и будущий президент замещает демократию.
Изменение порядка избрания депутатов Госдумы многие связывали с возвращением к мажоритарке по украинскому образцу или по российскому, существовавшему до полного перехода на партийные списки. Такой порядок, в принципе, давал возможность появления в Думе “свежей крови” и превращению парламента если не в место для дискуссий, то хотя во что-то отдаленно напоминающее народное представительство. Но Медведев пошел другим путем, предложив партиям разделить свое представительство в парламенте между 225 территориями. На практике это будет означать полную и вечную монополию “Единой России” или той новой партии власти, которая может прийти на смену “единороссам”.
Уже не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда даже на местных выборах оппозиционным партиям не удавалось заполнить все места в законодательных собраниях, а “Единой России” - легко. И на будущих парламентских выборах может повториться та же картина, тем более, что в них может участвовать большее количество партий. Но какое? Уже сейчас новый закон о снижении минимальной численности политических партий подвергается ревизии, так что количество необходимых для регистрации членов партий может и увеличиться. И так - во всем. Ясно, что чем ближе к выборам - тем власти меньше хочется даже косметических реформ и тем больше хочется закручивания гаек. И история со сменой совета директоров радиостанции “Эхо Москвы” и с инициированной одним из единороссовских депутатов Госдумы проверкой на телеканале “Дождь” прекрасно вписываются в этот тренд.
Медведеву в этой ситуации уготована роль “либеральной витрины” - в отличие от мотающегося по стране и обещающего все на свете Путина он проводит многочисленные политические встречи, в том числе и с лидерами партий, не представленных в парламенте - и даже с теми, кто получил отказ в регистрации. На готовящуюся встречу президента с “отказниками” приглашение получили даже лидеры незарегистрированной Партии народной свободы Борис Немцов и Владимир Рыжков. Но вот только у участников таких встреч не может не возникнуть вопроса: а что решает Медведев сейчас, когда он готовится к переезду из Кремля? И что он будет решать после президентских выборов?