И выиграет его тот, кто будет более убедительным для чешского, а по большому счету – и для всего европейского правосудия.
В уголовном деле по обвинению Богдана Данилишина в злоупотреблении властью и служебным положением есть как минимум два известных прессе эпизода. Не исключено, что их станет больше, но пока остановимся именно на этих на двух. Итак, первый – привлечение крымского «Строительного управления № 813» к возведению автомобильной парковки на новом терминале в аэропорту Борисполь. Декларируемые следствием убытки государства – 4,5 млн грн. Второй эпизод – закупка Минобороны нефтепродуктов у ООО «Анчар групп». Декларируемые следствием убытки государства в этом случае – 14 млн грн. Оба эпизода касаются процедуры государственных закупок товаров и услуг. В обоих случаях уполномоченный орган – Министерство экономики – за подписью своего бывшего шефа Данилишина разрешил и госпредприятию «Международный аэропорт "Борисполь"», и Министерству обороны закупить товары и услуги без проведения тендера – по процедуре одного участника.
Как известно, по закону все государственные закупки должны проводиться на основе конкурсов, лишь в исключительных случаях – без такового, у одного участника. Таких случаев может быть всего четыре:
– если госструктура закупает произведение искусства;
– если у поставщика необходимого вида товаров и услуг попросту отсутствуют конкуренты;
– если тендерные торги дважды срывались из-за отсутствия предложения;
– в случае крайней необходимости.
Именно последний пункт открывает широкое поле для потенциальных злоупотреблений. «Крайнюю необходимость» не проводить тендер, а закупить товары и услуги у одного участника чаще всего госорганы поясняют банальным отсутствием времени: когда сроки поджимают, а закупить нужно. И коль скоро уполномоченный орган – Минэкономики – своими письмами-согласованиями дает разрешение, то ему и отвечать. И вот вопрос: действительно ли экс-министр экономики Данилишин, как считает следствие, «действовал умышленно, вопреки интересам службы, осознавая, что законных оснований для применения процедуры закупки у одного участника нет, и содействуя ему в уклонении от конкурентных процедур закупки»? Или же ничего подобного в действиях Данилишина не было и в помине? Эпизод с разрешением на поставку топлива для нужд Минобороны компанией ООО «Анчар групп» действительно весьма непригляден. Руководитель фирмы, некий Андрей Березкин, стоял у истоков еще двух компаний – «Европродуктинвест» и «Мезон-К». Все вышеупомянутые фирмы в течение 2008 года были засвечены в скандалах вокруг поставки для армии нефтепродуктов и продуктов питания по завышенным ценам. До сих пор в памяти и громкое заседание правительства Тимошенко, на котором за эти непрозрачные закупки распекали министра обороны Юрия Еханурова. Кстати, именно он был вскоре отправлен в отставку парламентом.
Если прокуратура именно этот эпизод действительно хочет вменить в вину Данилишину, то логично было бы привлекать к ответственности и армейских чиновников аж до уровня самого экс-министра Юрия Еханурова. Второй эпизод – со строительством парковки на новом терминале аэропорта Борисполь – наоборот выглядит намного менее убедительным с точки зрения вины собственно Данилишина. Крайнюю необходимость разрешить привлечь без тендера именно «Строительное управление № 813» можно обосновать хотя бы сроками подготовки к Евро-2012. Во всяком случае, именно таким образом поступило правительство Азарова: разрешило госструктурам все закупки для Евро -2012 проводить без всяких конкурсов – у одного участника. Какие тогда претензии к Данилишину? Задача его и оппозиции: во что бы то ни стало показать, что все претензии – надуманы и политически мотивированы. Задача Генпрокуратуры Украины – доказать, что преступления экс-министра сугубо хозяйственного характера. Задача чешского правосудия – во всем этом непредвзято разобраться.
Фото: Униан
Задержание в Чехии Богдана Данилишина стало первым случаем, когда по запросу украинских властей за рубежом был пойман бывший высокопоставленный член правительства, обвиняющийся в экономических преступлениях у себя на родине. В отличие от громкого американского дела экс-премьера Павла Лазаренко, правосудие Чехии или какой-либо другой страны вряд ли будет иметь претензии к Данилишину, экс-министру экономики в правительстве Тимошенко. Как и российское правосудие, которое, несмотря на объявленный украинской Генпрокуратурой в 2005-м международный розыск, не имело ровным счетом никаких претензий к своим, как оказалось, гражданам – бывшим высокопоставленным украинским чиновникам времен Леонида Кучмы: Игорю Бакаю, Руслану Боделану, Владимиру Сацюку и Николаю Белоконю. А своих, как известно, не выдают. Но Богдан Данилишин чешским паспортом не обзавелся, отсюда ключевой вопрос: будет ли экстрадиция?
И ответ на него зависит от двух вещей. Первое – попросит ли Данилишин политического убежища? А если попросит, то поверит ли чешское правосудие версии о политических мотивах преследования бывшего украинского чиновника? Именно его вердикт станет, по сути, общеевропейской правовой оценкой: то, что в Украине арестовывают чиновников предыдущего правительства, – это настоящая борьба с коррупцией, как уверяет власть, или все-таки охота на ведьм, как убеждает оппозиция? Если Данилишина выдадут, то и сама Тимошенко, и все уже арестованные, и еще не арестованные ее бывшие соратники, и правительственные чиновники могут вообще забыть про свои стенания о политических преследованиях – их все равно уже никто не услышит. По крайней мере, в Европе. А значит, власть может уже не бояться окриков оттуда, борясь с коррупцией так, как она считает нужным. Если же Данилишина не выдадут, то власть получит первую весьма ощутимую оплеуху из-за рубежа: европейское правосудие тем самым покажет, что расценивает все аресты бывших украинских чиновников именно как политические преследования и никак иначе. В таком случае сам экс-министр Богдан Данилишин для Украины станет чем-то наподобие Бориса Березовского и Ахмеда Закаева для России, чей правовой статус политических беженцев защищает их от любых криминальных обвинений. По крайней мере, до тех пока они пребывают на территории цивилизованной Европы.