Да еще и государственных. И, дабы не путаться в дебрях многочисленных подтверждений данного постулата, обратимся к яркому примеру самой первой свежести.
Кто и кого в данном случае разводит пока до конца неясно. То ли МИД решил вытрясти лишнее бабло из Кабмина. То ли кто-то в Кабмине решил вдохнуть очередную жизнь в иссякший было денежный родник. То ли они все вместе решили лишний раз продемонстрировать подконтрольному народонаселению, кто в доме хозяин. По большому счету это не столь уж важно. Да и сумма не такая уж и критическая. Всего лишь 9 200 000 гривен на четыре месяца. В смысле какие-то жалкие 2 300 000 в месяц. Или 76 666, 66 гривен в день. А, значит, 3194, 44 в час. Что в итоге выливается в уж совсем смехотворные 53 гривны 24 копейки в минуту. И предназначены эти деньги… нет, вы таки будете смеяться… для «создания позитивного имиджа Украины за рубежом».
Ну, ладно. Не будем говорить о том, что для создания этого самого позитивного имиджа правительству понадобилось бы еще пять-шесть траншей от МВФ. Промолчим также о том, что понятия «позитивный имидж» и Украина настолько же далеки друг от друга, как Говерла и Джомолунгма. Не будем вспоминать и о том, что аналогичная статья расходов в иных странах исчисляется миллионами полновесных долларов. А, скажем, Китай тратит на поддержание своего непростого имиджа за границей 5 600 000 000 (пять миллиардов шестьсот миллионов) долларов в год. Или 4, 2 доллара на душу населения. Что по сравнению с 0,02 цента в Украине уже даже не смешно. Ну, хорошо.
Допустим Украина – не Китай. Но к чему тогда это альпийское нищенство – 88 копеек в секунду на рекламу за границей как бы европейской страны с населением в 45 миллионов человек? Государства с собственной космической, авиационной, судостроительной и автомобильной промышленностью полного цикла, которое входит в десятку крупнейших экспортеров оружия. С металлургической и горнодобывающей отраслями. А транзит, а транспортные коммуникации, а природные ресурсы. А Евро-2012 в конце концов… Правда, когда поближе знакомишься с основными целями и задачами данного проекта, праведный гнев быстро сходит на нет. Ибо на самом деле никто ни о каком «создании позитивного имиджа Украины за рубежом» и не думал. Поскольку на самом деле столь распиаренное выделение 9 200 000 бюджетных гривен, по сути, ничем не отличается от реанимации колбасы. Когда торговцы на рынке натирают подтухший товар подсолнечным маслом: и не воняет, и блестит. Разве что сорта масла разные.
Для тех, кому сия аналогия неприятна, напомним, что эту самую имиджевую колбасу уже тер маслом, скажем бывший глава департамента информационной политики МИД г-н Кирилич. Который 10 ноября 2008 года заявил на брифинге, что »Украина должна заботиться о своем международном имидже, не полагаясь только на сообщения зарубежных СМИ», добавив, что вскоре на некоторых западных телеканалах (CNN и Euronews - А.К) появятся 30-секундные рекламные ролики об Украине. Правда, с учетом специфики того времени, рекламировать Украину сперва планировали исключительно с помощью роликов о голодоморе. Потом тогдашний министр культуры Вовкун презентовал иной креативный продукт - с балериной, Которая. если кто помнит, зачем-то бессмысленно плясала в перебивках между старыми съемками украинских красот. Но в любом случае продукт до адресата так и не дошел, а куда (или, точнее, кому) пошли деньги осталось за кадром этих самых роликов. Интересно иное – почетная миссия главного промоутера страны постоянно остается за МИДом. С помощью которого, кстати, уже один раз исчезли 14 миллионов гривен, предназначенных для создания… Ну, в общем вы догадались. Так что вопрос – а почему очередные миллионы по-прежнему будут осваиваться министерством иностранных дел? – бесперспективен. Разве что лишний раз подтверждает сентенцию о двором коллайдере.
Итак, что же предлагают мидовские специалисты для того, чтобы с одной стороны, мы за границей не стыдились от ответа на вопрос «where are you from?», а с другой все флаги и инвестиции стояли к нам в очередь.
Фото: Макс Левин
Если верить заместителю директора департамента информационной политики МИДа Сергею Саенко, то к середине сентября за 9 200 000 грн. предполагается издать два подарочных фотоальбома (тираж до 1000 шт.). Один расскажет о нашей стране в общем, а другой будет рекламировать, как туристические достопримечательности Украины, так и ее привлекательность для бизнеса. Раздавать это будут «послам, министрам и другим высокопоставленным гостям страны». Также, по словам г-на Саенко, в течение 2—3-х ближайших месяцев снимут и пустят в эфир трехминутный ролик под условным названием «Познайте Украину». Который будут крутить «на известных мировых новостных каналах Euronews, CNN и других» (Господин Кирилич, ау!), А также 15-минутный видеофильм о нашей стране для презентации на выставках, конференциях, ярмарках. Но и это не все. Часть средств пойдет еще и на поддержку веб-сайтов МИД и наших дипучреждений за границей — на них разместят информацию об Украине на иностранных языках. Ну, не гениально? Одна идея с альбомами чего стоит. Особенно хороши тиражи и адресаты. В первую очередь послы. Которые, что характерно, не только живут в Киеве, но и порой ездят по стране. Господин Саенко? вы что, всерьез верит в магию альбомов о туристической привлекательности Украины? Не говоря уже об инвестиционной. Тогда зачем нас дурят? Вам, г-н Саенко, лучше не альбомы печатать, а делать рекламу экстрим тура для богатых извращенцев под названием «Открой свой бизнес в Украине за 14 дней»… Поверьте, попрут, как туристы в космос. Или предлагать любителям тайн разгадать на месте секрет, почему страна, столь сильно пострадавшая от кризиса, лидирует в Европе по числу продаж бентли и мазератти. Кстати, а будут ли, г-н Саенко, включены в список привлекательных достопримечательностей Украины, скажем, Киевский зоопарк, мертвые села украинских крестьян, «царские села» украинской «элиты», передвижные крематории, в которых сжигают еще живых кошек и собак, донбасские копанки, вырубленные леса Закарпатья и разваливающиеся замки Львовщины. Или рассказ о реальной угрозе исключения Киево-Печерской Лавры из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО…
Без ответа, увы, остается и вопрос – а почему павильон Украины на Всемирной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае выглядит более убого, чем павильон нищей Камбоджи или Сомали. Которая оказалась не только центром мирового пиратства, но и представила свое видение урбанистики XXI века с учетом последних достижений высоких технологий… Хотя такая реклама страны куда лучше, нежели «размещение на веб-сайтах МИД и дипучереждений за границей информации об Украине на иностранных языках». Вы хоть раз, г-н Саенко, интересовались посещаемостью этих сайтов? И почему только сайты МИДа? А социальные сети? А twitter? A facebook?... Пустое…
***
В начале президентской кампании 2009 года эксперты прикинули, что даже по самым предварительным подсчетам рекламная кампания каждого из проходных кандидатов обойдется его/ее команде где-то в 110 миллионов долларов. При этом каждый претендент на престол, уверял сограждан, что сделает все для того, чтобы Украина заняла достойное место в мировом сообществе. Не был исключением и Виктор Янукович. Который уже и после победы с инаугурацией неоднократно повторял: Украина – при его каденции - войдет в ведущую двадцатку мировых государств. Но любой специалист по рекламе скажет, что для того, чтобы завести новый товар на рынок, его нужно сперва очень долго рекламировать. Что чем выше рекламный бюджет, то тем вероятнее успех. Что эти самые бюджеты должны формировать и распределять профессионалы, а не мастера художественного распила.
А поскольку Украина – продукт для рекламы непростой, то, значит, подход должен быть комплексный. А не два фотоальбома с роликом и фильмом. И участвовать в проекте должны не МИД с Кабмином вкупе с карманными «творцами», а те, кто зарабатывает на рекламе и пиаре реальные деньги. Т.е. креативщики, которые живут исключительно за счет своих мозгов. Так, во всяком случае, работают в тех странах, где никто сравнивает постижение чиновничьей логики со строительством во дворе андронного коллайдера…
P.S. И еще одна маленькая справочка для г-на Саенко. Одноразовый прокат 30-секундного ролика на CNN не в прайм-тайм стоит $ 3500. Т.е. заявленный вами 3-минутный ролик обойдется бюджету в $ 21 000. И это только CNN. С каким количеством повторов в день для достижения эффекта, продвигают товары на украинских телеканалах, вы можете подсчитать сами. В месяц на все про все, включая сайты и фотоальбомы, вам выделено $287 тысяч. Т.е. зритель сможет «Познать Украину» неполные четырнадцать раз. Чего для победы явно недостаточно.