ГоловнаСуспільствоЖиття

Не пей за штурвалом

После инцидента с «пьяным в стельку» экипажем самолета Як-42, летевшего из Симферополя в Киев, многие люди стали думать, что опрокинуть стопочку-другую перед полетом – обычное дело для экипажей самолетов. И что такие случаи не становятся достоянием общественности только потому, что на борту не всегда оказываются VIP-пассажиры (вроде Татьяны Корняковой), которые поднимают панику. «Левый берег» вникал в правила внутреннего распорядка летчиков и узнавал, насколько часты случаи «употребления» за штурвалом.

Не пей за штурвалом
Фото: spblp.ru

В советское время с этим было очень строго. За час-полтора до каждого полета весь экипаж самолета проходил обязательный медицинский контроль. Сначала врач справлялся о самочувствии летчика, затем проверял его пульс, давление. Если у доктора возникали какие-то сомнения в трезвости пилота или бортпроводника, того могли попросить подуть в так называемую «трубку Раппопорта». Если та показывала наличие алкоголя в крови, человек мог навсегда попрощаться с летной карьерой.

«Такие случаи были очень редки, – делится с «Левым берегом» пилот с 26-летним стажем Олег Любицкий. – Это было настоящее ЧП. Я сам, если знал, что буду лететь на следующий день, даже 100 граммов себе не позволял. С похмелья и жить-то не хочется, не то что заниматься такой ответственной работой. Так же поступали и мои коллеги. Мы очень дорожили работой, знали, что из-за сиюминутной прихоти можем потерять все».

Кстати, в западных авиакомпаниях предполетного медосмотра нет. Там всю ответственность на себя берет командир экипажа. Он опрашивает своих сотрудников, интересуется их самочувствием и настроением и «на глаз» определяет их готовность к вылету.

Сейчас большинство украинских авиакомпаний тоже отказались от медицинского осмотра перед полетом. Тем более что подробный осмотр врача занимает некоторые время, а лишний рабочий час перед рейсом (особенно если речь идет о трансконтинентальных многочасовых перелетах) иногда бывает непозволительной роскошью. Ведь согласно Воздушному кодексу, действующему на территории Украины, рабочий день пилота не может превышать 12 часов. Правда, теоретически его можно продлить до 14 часов (два лишних часа нужны для перелета на базу), однако после этого летчикам должны предоставить 48 часов отдыха.

Собеседники «Левого берега», имеющие отношение к авиации, называют практику отмены предполетного медицинского осмотра глупостью. Ведь командир экипажа, берущий на себя ответственность, – не врач, его суждения субъективны, и он может не заметить каких-то явных признаков переутомления или похмелья у сотрудников. Такой невнимательный подход к предполетному обследованию – соблазн для тех, кто не видит ничего предосудительного в употреблении алкоголя накануне рейса.

Фото: Павел Подуфалов

Между тем, существует временной лимит между окончанием пьянки и началом полета. В разных авиакомпаниях он составляет от 8 до 12 часов. Считается, что если с момента бурной вечеринки времени прошло меньше, то это обязательно скажется на работоспособности пилота или бортпроводника.

Строгие ограничения относительно алкоголя действуют даже в то время, когда экипаж находится «вне базы» или «на эстафете» – то есть ожидает следующего полета в другом городе. «Допустим, летим в Америку, перелет 11 часов. Прилетаем, отдыхаем. И сколько бы мы там ни пробыли – день или две недели, – никто не имеет права пить, даже бокал пива», – рассказывает Олег Любицкий.

То же самое касается так называемого «резервного экипажа». «Дубль» должен быть трезв как стеклышко и готов в любое время заменить основной состав, если потребуется. Именно это правило, судя по всему, нарушили работники пресловутого симферопольского самолета. На чем и попались.

Кстати, если раньше за подобное тут же лишали летной лицензии, то сейчас, как рассказал нам один из молодых летчиков, работающий в частной авиакомпании, руководство иногда закрывает глаза на подобные происшествия. Мол, если человек хорошо работает и обычно ничего подобного себе не позволяет, то зачем ломать ему карьеру?

«У меня тоже был подобный случай, – рассказывает собеседник «Левого берега». – У нас чартерная авиация, и руководство нам сказало: вы отдыхаете три дня. Мы чуть-чуть расслабились, и вдруг выяснилось, что нам нужно срочно лететь. Но я смог полностью собраться, и во время полета полностью контролировал ситуацию. Не могу сказать, что я горжусь собой за этот случай, но наличие алкоголя не повлияло на мою способность вести самолет и не поставило под угрозу жизни людей». При этом летчик добавляет, что это все равно не может быть оправданием нарушению инструкции.

Пилоты утверждают, что никто специально пьяным на рейс не приходит. Просто не все пилоты и бортпроводники строго соблюдают главное правило: пить можно исключительно «на базе» и в свой выходной. Ведь полеты, особенно, на чартерах, – вещь непредсказуемая, и если человек находится на работе (пусть даже не на борту самолета), он обязан быть в полной боевой готовности.

Олег Любицкий вспоминает, что в советских летных инструкциях было записано: летчик мог поплатиться карьерой даже в том случае, если позволял себе выпивать, находясь в форме. На замечание автора, что это уже явный перегиб и глупость, он с грустью отвечает: «Может, и глупость. Но благодаря таким «глупостям» мы никогда не слышали историй о том, что экипаж явился на полет пьяным»…

Крутое пике

Март 2010 года. Рейс Симферополь–Киев был сорван из-за высокого содержания алкоголя в крови экипажа. Скандал получил огласку из-за того, что на борту самолета находились народные депутаты Украины Леонид Грач и Борис Дейч, а также заместитель генерального прокурора Украины Татьяна Корнякова

Октябрь 2009 года. Служба безопасности международного аэропорта Франкфурта-на-Майне заставила пилота одной из крупнейших авиакомпаний РФ пройти тест на алкоголь. Результаты заставили задержать рейс. В крови 49-летнего летчика обнаружили 0,5 промилле алкоголя. Он был оштрафован на ?1 тыс. На борту авиалайнера находилось 156 пассажиров.

Сентябрь 2009 года. Самолет Ту-154 авиакомпании «Татарстан» не смог вовремя вылететь из Анапы в Казань, поскольку штурман был пьян. Он отделался 500 рублями штрафа, а вылет пришлось перенести на следующий день.

Декабрь 2008 года. В московском аэропорту «Шереметьево-2» отменен рейс на Нью-Йорк. Когда капитан «Боинга-767» вышел с обращением к пассажирам, те заподозрили, что он пьян. Тревогу забила известная светская львица Ксения Собчак, находящаяся среди 300 пассажиров. Именно она добилась отмены рейса.

Февраль 2008 года. В аэропорту шведского города Мальме был задержан вылет российского грузового самолета. Двое членов экипажа – инженер и радист – оказались пьяными. Накануне российский экипаж устроил в гостинице бурный праздник со спиртным. На это обратили внимание представители одной из иностранных авиакомпаний, которая занимается почтовыми и грузовыми перевозками. Они сообщили об этом охране аэропорта, а та в свою очередь проинформировала местную полицию.

Январь 2007 года. Норвежская полиция задержала в аэропорту Флесланн близ города Берген семерых украинцев – членов экипажа транспортного самолета Ан-22, которые собирались отправиться в рейс в нетрезвом виде. Самолет должен был перевезти в Баку американское оборудование для нефтедобычи. В результате трое украинских летчиков приговорены к четырем неделям тюремного заключения. Еще одного из задержанных пилотов суд обязал выплатить штраф в размере чуть более $1,5 тыс.

Август 2006 года. В Норвегии из-за ареста пьяного пилота был задержан вылет авиалайнера Pakistan International Airlines. Второй пилот самолета Airbus 310 пакистанских авиалиний не прошел тест на алкоголь, и прямо перед вылетом был арестован норвежской полицией в международном аэропорту Осло.

Июль 2006 года. В аэропорту американского города Солт-Лейк-Сити агенты ФБР арестовали второго пилота самолета «Боинг-737» по подозрению в том, что тот сел за штурвал в пьяном виде. Арест был произведен за минуту до вылета. На борту самолета находилось 123 пассажира. Несмотря на инцидент, самолет отбыл через 15 минут – после того как арестованный пилот был заменен.

Вікторія ЧирваВікторія Чирва, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram