28 июля 1951 года в Женеве по инициативе новой на то время международной организации ООН была принята Конвенция «О статусе беженцев». Позже было принято несколько Протоколов к этому документу. В 2002 году Украина присоединилась к Конвенции и дополнениям к ней.
Согласно документу, беженцем считается человек, который покинул родину, спасаясь от преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или из-за своих политических убеждений. Если человеку грозит опасность по причинам криминального или экономического характера, его нельзя считать беженцем.
Хотя в общем смысле беженцев также можно считать мигрантами, юристы стараются не смешивать эти термины. Мигрантами (для ясности добавляют слово «экономическими») называют тех, кто ищет лучшей жизни. А беженцы бегут от реальных опасностей. И если мигрантов в Украине по состоянию на 2008 год насчитывалось 165 тыс., то беженцев – всего 2,3 тыс. человек по данным МВД.
Хотели как лучше…
Любого, кто претендует на получение статуса беженца, сперва тщательно проверяют. В Украине этим занимался Госкомитет по делам национальностей и религий (его департамент по делам беженцев и убежища). Его работа много раз вызывала нарекания со стороны ООН и правозащитных организаций. Но вряд ли Госкомнацрелигий мог лучше выполнять свою работу, ведь вопросами въезжающих в нашу страну иностранцев и отбывающих за границу украинцев занимались почти с десяток различных ведомств.
Конец хаосу решил положить президент Виктор Ющенко. В декабре 2008 года он издал указ № 1163 о создании центрального органа исполнительной власти в сфере миграции. Орган должен был подчиняться Кабмину, но не напрямую, а через МВД.
В июне 2009 года Кабмин принял постановление о создании на базе Департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физлиц МВД и Департамента по делам беженцев и убежища Госкомнацрелигий новой структуры – Государственной миграционной службы Украины (ГМСУ).
Но уже через месяц президент Виктор Ющенко отменил постановление Кабмина, назвав его неконституционным. Документ отправился в Конституционный суд, и вот уже почти 5 месяцев работа миграционной службы парализована.
Сложно сказать, в чем истинные причины противостояния президета и премьер-министра. В интервью главы ГМСУ Игоря Репешко, которое размещено на сайте ведомства, говорится, что против новой структуры выступает интернет-ресурс «Багнет», якобы связанный с консорциумом ЕДАПС. Этот консорциум занимается печатью паспортов, изготовлением банковских карточек и документов строгой отчетности.
Также, по сведениям «Левого берега», созданию ГМСУ противятся многие сотрудники МВД, которым пришлось бы снять погоны при переходе на новое место работы из Департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физлиц.
С критикой ГМСУ выступал также генерал-лейтенант милиции, народный депутат от Партии регионов Василий Грицак. Согласно сведениям, размещенным на сайте самого депутата, с 2001 по 2005 годы он возглавлял Главное управление военного и материально-технического обеспечения и Департамент ресурсного обеспечения МВД Украины.
...получилось как всегда
Вряд ли все эти подробности интересны людям, которые прибыли в нашу страну в поисках убежища от политических или расовых преследований. Как рассказал «Левому берегу» один из таких искателей убежища из Казахстана, он уже несколько месяцев пребывает на территории Украины без документов. Точнее, он уже начал процедуру получения статуса беженца, но она была приостановлена – ни одно из ведомств не имеет достаточных полномочий.
«Мы принимаем заявления от искателей убежища, консультируем их, изучаем дела, но – и это главное – мы не можем принимать решения о предоставлении статуса беженца...
Мы уже сталкиваемся с тем, что искатели убежища подают на нас в суд, суд принимает решение о предоставлении им статуса беженца, но несмотря на решение суда мы не можем ничего сделать – у нас нет таких полномочий. При этом государственная исполнителная служба выписывает штрафы и т.д. А люди остаются без статуса», - пояснил «Левому берегу» глава Госкомнацрелигий Юрий Решетников.
Можно, конечно, абстрагироваться от судеб сотен людей, которые прибыли в нашу страну в надежде на защиту и помощь, и остались ни с чем. Есть еще колоссальные имиджевые потери, которые каждый день несет Украина. Ведь мы, фактически, нарушаем Конвенцию ООН, которую сами же и ратифицировали.