ГоловнаЕкономікаДержава

Марк Левинсон: “Украине не нужно выбирать между ЕС и Россией”

Марк Левинсон (Marc Levinson) – экономист, журналист и историк. Работал шеф-редактором Journal of Commerce, редактором отдела в The Economist, писал в Newsweek, Harvard Business Review, Foreign Affairs и Bloomberg. 10 лет проработал экономистом в банке J.P. Morgan Chase. Написал пять книг по экономике, две из которых были отмечены наградами. Корреспонденту LB.ua удалось поговорить с Марком на курсах по экономической журналистике ImpactMedia, которые проводит фонд “Эффективное управление” Рината Ахметова.

Фото: Макс Левин

- Вы впервые в Украине?

- Второй раз. Первый раз был в 1997 году и только в Киеве, поэтому не могу объективно судить об изменениях в стране. Тогда я был тут по заданию The Economist. Заметил много зелени, много музеев. Но я также увидел много магазинов с закрытыми окнами и дверьми. И даже если внутри были товары, то никто не пытался вам их продать, не было мерчандайзинга. Сейчас другое дело.

- Вы знаете, что Украина сейчас разрывается между интеграцией в Евросоюз и вступлением в Таможенный союз. Какой выбор лучше для нашей экономики, на ваш взгляд?

 - Мне кажется, такой выбор не стоит. Украина может сотрудничать и с Европой, и с Россией. Международное право не запрещает такое сотрудничество. По крайней мере нет такого юридического запрета.

- Но президент России Владимир Путин много раз говорил, что евроинтеграция и вступление в Таможенный союз - это взаимоисключающие вещи.

- Это дипломатическая проблема между Украиной и мистером Путиным, но не юридическая. Многие страны в мире имеют особенные торговые отношения со своими соседями, с другими странами. Так что вопрос в том, могут ли украинские дипломаты найти подход к Путину.

Интеграция с Европой для Украины будет сложной и может занять лет десять

Мое собственное мнение - есть два варианта будущего для Украины. Экономики стран СНГ растут очень медленно и в основном за счёт продажи энергетического сырья и устаревших технологий. Европа быстро справляется со своими экономическими проблемами и развивается гораздо более динамично. Правда, интеграция с Европой для Украины будет сложной и может занять лет десять.

Фото: Макс Левин

Присоединение к другим странам СНГ мало повлияет на Украину, структуру её экономики. А интеграция с Европой, возможно, изменит вашу экономику коренным образом.

- Изменения будут связаны с трудностями для местного бизнеса?

- Изменения всегда связаны с трудностями. Некоторым компаниям придется закрыться, некоторые выиграют. Как быстро изменится ваша экономика, я не знаю, но как минимум первые четыре года после подписания торгового соглашения с Европой будут болезненными. В долгосрочной перспективе эти изменения принесут пользу.

Сейчас ваша экономика большое ориентирована на рынки СНГ, нужно будет быстро перестроится, стать более гибкими, более технологичными, улучшить качество управления.

- Что европейская интеграция значит для потребителя?

- Это больше новых товаров и услуг, новые технологии. Но это и риск для кого-то остаться без работы. Потому что многие индустрии рассчитаны на рынки СНГ. Возможно, компаниям придётся проводить сокращения.

Люди разные, не всем нужны эти изменения. Есть консервативные люди, которых устраивают старые товары и сервис, они не хотят изменять модель потребления, которая сложилась много лет назад. Сейчас они довольны и не хотят перемен.

- Вы выступали в клубе Forbes о глобализации бизнеса и цепочках поставки товаров. Что это значит для Украины?

- Самые крупные производители товаров сегодня производят их не в одной стране, а какие-то части делают в одной, другие компоненты - во второй, в третьей производят расчёты... Это я имею ввиду, когда говорю о цепочках поставки товаров.

До сих пор Украина не заняла своего места в этой цепочке поставок, хотя у вас есть несколько заводов, которые работают на международные бренды. У вас есть шанс закрепить за собой это место. Стать фабрикой для Европы, чтобы товары для европейцев не доставляли из далёкого Китая, а делали прямо в Украине. Или выполнять другие задачи в этой цепочке.

Фото: Макс Левин

- Но это обойдётся им дороже, чем производить товары в Китае?

- Производство может быть дороже, чем в Китае или Индии, но рисков меньше. А надёжность поставок сегодня очень важна. В своей лекции я ставил вопрос, может ли Украина стать привлекательным местом для производителей международных товаров. Потому что не многие страны мира сегодня могут похвастаться такими технологиями, какие есть в Украине. Но для производства мало технологий, должна быть надёжность поставок и предсказуемость.

- Вы имеете ввиду отсутствие коррупции?

- Без коррупции, без неожиданных проверок. Правила должны быть прозрачными, предсказуемыми. Чтобы инвестор мог выбирать, где построить фабрику. Чтобы мог её модернизировать - это не должно быть сложно. Если всё это тяжело делать в вашей стране, то компании не будут сюда вкладывать деньги, как бы вы ни были близко к рынкам сбыта.

Проблемой могут быть и правила на рынке труда. Во многих странах компании уже свернули бизнес, но до сих пор платят зарплаты работникам. Должна быть возможность легко открывать и закрывать предприятия. Возможно, для международных компаний, которые открывают в Украине производства, могут быть особые правила.

- Возникает социальная проблема. Ведь чтобы выигрывать конкуренцию, вам нужно платить своим работникам мало?

- Это заблуждение, вам не нужно платить работникам меньше. Вам нужно понять, как сделать их работу более эффективной. В конце концов зарплата в структуре цены продукта занимает малую часть. Есть много вещей, которые может сделать фирма, чтобы увеличить производительность.

Фото: Макс Левин

Концепция, по которой вы заставляете работать людей тяжело и много, не работает. Сегодня вы должны с умом распределять нагрузку, вовлекать работников в процесс производства. Люди должны работать в своё удовольствие, а для этого их нельзя перегружать работой. Тяжелую работу могут выполнять машины. В конце концов уставшие и недовольные работники делают некачественный продукт, что может нанести большой вред вашей компании.

Украина может играть важную роль в производстве товаров и услуг даже без заводов

- Допустим, Украина захотела привлечь иностранных инвесторов. Что нам надо сделать в первую очередь?

- Сложно давать такие советы. Я уже говорил о прозрачных и внятных правилах игры, надежности и предсказуемости. Второе - это понимание, что только заводы никому не нужны. Нельзя построить много фабрик и получить поток инвестиций, это старомодное представление. Сейчас главная часть производства - не фабрика, а разработка. Это маркетинг, это интеллектуальный труд. В Украине много образованных людей, есть наука. Это ваше преимущество.

То есть Украина может играть важную роль в производстве товаров и услуг даже без заводов. Потому что сегодня важная часть производства не связана с физическим трудом.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram