ГоловнаКультура

Під сонцем "Євробачення": як Київ фінансував культурні проекти у 2017

Несмотря на живучесть стереотипа о «безденежном искусстве», на всех уровнях ежегодно выделяются бюджетные деньги на культуру, и суммы госфинансирования растут. Например, бюджет «Мыстецкого Арсенала» за последний год вырос в несколько раз и составил более 30 млн грн, а основанный в прошлом году Украинский институт книги в первый же год своего существования получил бюджет в 80 млн грн. На муниципальном уровне тоже выросли расходы на культуру: до конца 2017 года город потратит на проекты в этой сфере 31 млн грн.

То есть, деньги на культуру есть. Вопрос в том, куда они идут, и какие направления считаются приоритетными.

Рекордный бюджет департамента культуры КГГА на культурные проекты в 2017 году связан с проведением Евровидения. «Этот год беспрецедентный по уровню финансирования, – говорит глава департамента культуры КГГА Диана Попова. – Начиная с 2014 года, наш ежегодный бюджет на культурные мероприятия составлял от 3 до 6 млн грн».

Более 60% этих «беспрецедентных денег» пошло на финансирование проектов из плана официальных мероприятий к Евровидению. Бюджеты некоторых из них впечатляющие. Например, согласно плану госзакупки департамента культуры КГГА, организация работы развлекательных зон на Софиевской, Троицкой, Почтовой и Контрактовой площадях, а также в музее «Київська фортеця» обошлась городу в 14 млн грн.

Вместе с этим, культурным инициативам уровня кинофестиваля «Молодость» или Гогольфеста приходится ежегодно бороться за финансовую поддержку, которая для них, без преувеличения, остается вопросом выживания.

LB.ua проанализировал 7 из порядка 50 культурных проектов, получивших финансовую поддержку от города в 2017 году, и на их примере попытался вычленить основные тенденции в финансировании культуры в Киеве.

Фото: предоставлено Киевским национальным театром оперетты

Проект: «Евровидение на Троицкой площади»

Организатор: киевский национальный театр Оперетты

Бюджет от города: около 1 млн грн

В программу проектов в рамках Евровидения-2017 вошли самые разные мероприятия – от концертов и выставок до народных гуляний на площадях. «Шанс провести в 2017 году Евровидение стал для нас большим вызовом, – говорит Диана Попова. – Мы предложили организовать 5 больших фан-зон (на Софиевской, Троицкой, Контрактовой и Почтовой площадях, а также в музее «Київська фортеця» – прим.). В результате официальной фан-зоной стала локация на Крещатике, а остальные мы наполняли на основе конкурса». Попал в этот список и проект «Евровидение на Троицкой площади», организовывать который поручили киевскому Национальному театру Оперетты.

По словам директора театра Богдана Струтинского, планировался небольшой концерт симфонической музыки, но позднее проект разросся. «У меня была идея, чтобы люди приходили послушать музыку на площадь, как, например, в Вене, – говорит он. – Площадь большая, ее сложно раскручивать. Легче поставить какие-то фудкорты, но моя задача – дать этому месту какой-то «код», имеющий отношение к культуре».

Театр подал проектную заявку на рассмотрение художественного совета при департаменте культуры, а после конкурса проектов прошел стандартную тендерную процедуру. В результате получился двухнедельный фестиваль с разноплановой программой (от музыки до выставок хендмейда) и бюджетом в 1 млн грн.

Струтинский говорит, что, помимо миллиона от КГГА, были также «договоренности с партнерами нефинансового характера». Например, некоторые артисты выступили за частичный гонорар. «Это был наш благотворительный взнос для города. Мы также потратили много собственных средств. Такой проект требует очень много усилий, в том числе и организационных», – поясняет он.

Диана Попова настаивает на важности даже не этого конкретного проекта, а мероприятий подобного формата в целом. Она называет празднования на площадях Киева одним из направлений, в который стоит системно вкладывать и силы, и деньги. Попова вспоминает, что, возглавив департамент культуры в 2014 году, решила переосмыслить и изменить старый подход к праздничным ярмаркам в Киеве. «Я сказала, что хочу видеть на этих событиях классическую музыку и атмосферу уюта, как в Европе. Это то, что делает культура: когда на сцене играет классическая музыка, пьяные драки на площади невозможны».

В результате такой политики только в 2017 году на празднования нового года, дня города и других праздников на площадях Киева ушло более 10 млн грн. Диана Попова объясняет такой выбор приоритетов тем, что таким образом культуру несут в массы. «К сожалению, не все туристы посещают театры и музеи. Необходимо выводить культуру на площади, чтобы приобщать к ней людей. Для нас это стратегическое направление. И поэтому я постоянно даю на это деньги».

Проект: Фестиваль детского и юношеского творчества «Солнечный каштанчик»

Организатор: детский ансамбль танца «Витаминчики»

Бюджет от города: 963 735 грн (бюджет участия)

Фото: svyat.kievcity.gov.ua

Офис детского ансамбля «Витаминчики», организатора фестиваля «Солнечный каштанчик», находится в скромной средней школе в Святошинском районе. Несмотря на это, у «Каштанчика» – один из самых весомых бюджетов среди детских фестивалей.

«Родители наших учеников шесть лет подряд своими силами проводили фестиваль, – говорит директор “Солнечного каштанчика” Олег Мельник. – Наш проект – представительского уровня: к нам приезжают только лучшие коллективы. Во всем мире такие фестивали принимают мэры и президенты. Но, к сожалению, мы своими силами не можем представлять Украину так, как нам бы хотелось».

В течение 6 лет это был проект, организованный родителями учеников Мельника (пусть и с участниками из других стран), на собственные средства. Но в этом году впервые фестиваль получил от города почти 1 млн грн – космическую сумму для скромного детского ансамбля.

«В 2010 и 2011 году мы уже получали финансирование от Минкульта, – говорит Олег Мельник. – Но его хватало лишь на расходы на питание иностранных участников. Остальное финансировали родители. Власть не против, чтобы такие проекты происходили, но никто не делает ничего для того, чтобы они состоялись». По словам Мельника, несколько лет подряд они обращались за финансированием, но получили его лишь в этом году – и сразу почти миллион.

Идея побороться за финансирование от города, по словам Мельника, принадлежала родителям «Витаминчиков»: «Они рассказали мне, что есть такой конкурс, и предложили поучаствовать. Подняли на ноги всех своих друзей и знакомых. Мы выиграли конкурс и из пятисот с лишним проектов заняли 12-е место». Проект проходил по процедуре бюджета участия.
Подача была стандартной: после регистрации проектов через электронную систему от каждого района выбрали победителей. Но оказалось, что выиграла идея, поданная Мельником как автором. После чего ему, уже как организатору, пришлось побороться за право проводить фестиваль. Юристы посоветовали защитить идею авторским правом; в результате провели тендер, где участвовала только организация Мельника. «Тут заложена юридическая «бомба»: выиграть тендер на проведение проектов могут не их авторы, а совсем другие люди», – говорит Олег Мельник.

Диана Попова объясняет рекордную сумму финансирования «Каштанчика» тем, что фестиваль принял участников из нескольких стран. «Но, конечно, они получили беспрецедентное финансирование, – соглашается она. – Если вы спросите, отстаивала бы я «Солнечный каштанчик» так же, как «Гогольфест», – то нет. Именно поэтому им пришлось идти по процедуре бюджета участия. Я так и сказала Олегу Мельнику: «Если киевляне за тебя проголосуют, значит, ты этого достоин».

Проект: Киноальманах «Все начинается в Киеве»
Организатор: Ассоциация «Сприяння розвитку кінематографа в Україні — Дивись Українське!» Общий бюджет: 15 млн грн
Бюджет от города: 6 млн грн

Фото: EPA/UPG

Еще одно событие в рамках событий к Евровидению – киноальманах «Все начинается в Киеве», состоящий из шести киноновелл о Киеве. «Идея в том, чтобы показать, что мы живем не на отшибе, а в достойной стране, – говорит продюсер проекта Андрей Ризоль. – Раскрыть лучшие стороны города: исторические факты, оригинальную архитектуру, достижения. Чтобы киевляне узнали о своем городе что-то новое, а иностранцы познакомились с Киевом. Это современный подход – создавать интерес аудитории с помощью художественных средств. Кино – это долгосрочная инвестиция».

Правда, киноальманах к Евровидению полностью будет завершен только к концу года. Окончание съемочного процесса первой части альманаха запланировали к 1 мая, второй – к 31 декабря 2017 года.

В сентябре 2016 года команда проекта написала письмо в КГГА, провела серию презентаций и подготовила концепцию проекта и бюджет. Андрей Ризоль признает, что контентная часть заявки также прошла согласование с КГГА. «Поскольку КГГА является нашим партнером в этом проекте, мы, конечно, все согласовывали. Мы также получали четкие рекомендации и консультативную помощь».

Общий бюджет составил около 15 млн грн, 6 млн из которых покрыл город. Кроме того, проект участвовал в 10-питчинге Госкино, по результатам которого Ризоль и его команда рассчитывали еще 50% на финансирования, но проект не получил достаточное количество баллов от экспертной комиссии. Продюсеры проекта уже нашли часть спонсорского финансирования, и продолжают вести переговоры со спонсорами.

Проект: ярмарка современного искусства Kyiv Art Week

Бюджет от города: 4 млн грн

Открытие KyivArtWeek 2017 в Киеве
Фото: liza.ua
Открытие KyivArtWeek 2017 в Киеве

Kyiv Art Week, прошедший в мае 2017 во второй раз, стал частью все того же списка событий в рамках Евровидения. Формат проекта организаторы определяют как неделю современного искусства. На деле это, скорее, ярмарка с параллельной выставочной и образовательной программой. Фактически, Kyiv Art Week занял ярмарочную нишу, которую около 10 лет занимал Art Kyiv Contemporary. В проекте приняли участие частные галереи, партнерами стали государственные и коммунальные музеи.

«У нас слабая арт-среда и уровень потребления культурного продукта, поэтому в этом году мы решили сместить фокус в сторону массовости, – говорит организатор проекта Евгений Березницкий. – Я вышел с более популярным форматом и месседжами для более широкой аудитории. В итоге за 3 дня основную локацию посетило более 12 тыс. человек».

Березницкий говорит, что был готов к сложностям, связанным с оперированием публичными деньгами. «Многие культурные операторы, обращаясь за финансированием, не готовы (технически, логистически, ресурсно) обеспечить ни само обращение, ни, впоследствии, отчетность, – говорит он. – Усилия на это фактически равны усилиям на подготовку самого проекта. Еще людям кажется, что для получения городских денег нужны какие-то знакомства. На самом деле нужно просто иметь хорошую идею».

Мать Березницкого, депутат горсовета и галеристка Людмила Березницкая, также входит в состав худсовета при департаменте культуры КГГА. По ее словам, за проект сына она не голосовала. «Этот проект не проходил через художественный совет, поскольку это был заказ от города, – говорит Людмила Березницкая. – Но если бы он рассматривался на худсовете, то я бы за него не голосовала, как член семьи».

Березницкая добавляет, что другие члены совета также не голосуют за свои проекты (а ситуации, когда одни и те же люди подают проекты на конкурс, и сами же отбирают их, регулярны). «К примеру, проекты Игоря Добруцкого (новый год на Софиевской площади, день Киева), представляет его компания, он не голосует за них. Если говорить о проекте “Евровидение на Троицкой площади” – я не знала, что его делает Струтинский, когда он рассматривался. Но он выглядел достойно и я за него голосовала”.

У Kyiv Art Week была не тендерная, а переговорная процедура (используется в исключительных случаях, например, когда реализовать проект может только один оператор, и объявлять тендер нет смысла). По словам Березницкого, при финансировании проектов городом работает тот же принцип, что при получении грантов: нужно показать способность привлечь и другие деньги, помимо публичных. «Важно показать, что в состоянии сам обеспечить часть бюджета», – подчеркивает он.

Городское финансирование не покрыло всего бюджета. Впрочем, итоговой цифры галерист не называет. «Часть ресурсов мы покрыли за свой счет: это макеты, ситилайты, радиореклама, проявления от медиапартнеров». Березницкий говорит, что, несмотря на платный вход (50 грн), проект вышел «минусовым». С галерей-участников плату также не брали. «Мы в данном случае выступили агентами изменений. Хочешь что-то менять – бери и делай. Но менять можно по-разному: не бороться против системы, а постепенно менять ее изнутри».

Примечательно, что Диана Попова выделяет этот проект как стратегически важный и готова поддерживать его и в будущем. На вопрос, почему она считает правильным инвестировать городские деньги в коммерческий по своей сути проект (ярмарку), Попова говорит, что «формат ярмарки современного искусства – это то, чего раньше не было. Я надеюсь, что нам удастся сделать ее ежегодной, и таким образом привлечь туристов, а также сформировать отсутствующий сегодня арт-рынок».

Проект: фестиваль Face of Art

Организатор: киевская муниципальная галерея «Лавра»

Бюджет от города: 2 млн грн

Фото: bit.ua

Проект Face of Art, совмещающий в себе формат фестиваля современного искусства и арт-резиденции, также «проходил» по списку событий к Евровидению. Его основателем значится директор муниципальной галереи «Лавра» Татьяна Миронова. Согласно информации на сайте проекта, его цель – «способствовать развитию и продвижению украинского искусства». Сокураторы проекта – немецкие кураторы Райнальд Шумахер и Натали Хойос, и также украинская художница Алевтина Кахидзе.

Первым этапом стала резиденция украинских и иностранных художников (среди резидентов – авторы из Грузии, Польши, Шотландии, Хорватии, Германии, США), длившаяся в Киеве в течение месяца. По ее результатам в галерее «Лавра» была показана выставка Amazing Perplexity/Удивительная растерянность.

Помимо непосредственно выставки в «Лавре» был целый набор активностей для широкой аудитории: фудкорты, кино под открытым небом и т.д. Но даже такой развлекательный формат не обеспечил проекту заметного внимания аудитории.

На протяжении нескольких лет «Лавре» так не удалось занять сколько-нибудь заметное место на культурной карте Киева. Возможно, дело в несистемной выставочной активности, а возможно, в политике галереи, которая остается достаточно закрытой.

Выставка прошла, но в воздухе завис вопрос, стоила ли разовая резиденция «по случаю Евровидения» двух миллионов гривен городских денег. Особенно в стране, где не существует ни музея современного искусства, ни какой-либо городской (или государственной) резиденции или образовательной программы в сфере искусства.

LB.ua обратился к Татьяне Мироновой за комментарием о проекте и о финансовой стороне вопроса. К сожалению, госпожа Миронова не нашла времени для встречи, и лишь коротко разъяснила момент, связанный с подачей заявки на тендер. «Я как автор проекта, взяла на себя ответственность за его наполнение, – рассказала она. – Мы придумали идею, пригласили художников и кураторов. Финансирование происходило по общей процедуре, когда объявляется тендер, с победителем заключается договор и производится финансирование. За законность процедуры отвечает Тендерный комитет, членом которого я не являюсь, и, следовательно, я не компетентна отвечать на ваши вопросы (связанные с финансированием – прим.)».

Вопрос о соразмерности размера финансирования масштабу проекта мы задали главе департамента культуры КГГА Диане Поповой. По ее словам, «Это был невероятный проект с точки зрения опыта. Сложно объяснить, что это такое, когда 10 художников сидят в одной резиденции: что именно они создают, и как от этого меняется среда. Этот проект дает фундамент для обмена опытом между художниками из Украины и других стран. Для меня было важно защитить его, и объяснить всем, на что были потрачены деньги».

Проект: фестиваль «Гогольфест»

Общий бюджет: от 10,5 до 12 млн грн (запланировано), по факту – около 16 млн грн

Бюджет от города: 1,2 млн грн

Фото: предоставлено организаторами Гогольфест 2017

В сентябре состоялся юбилейный, и вероятно, последний Гогольфест. Решение прекратить проводить фестиваль не упало с неба. За свою десятилетнюю историю команда проекта не раз оказывалась перед риском его отмены из-за финансовых трудностей.

LB.ua встретился для разговора с исполнительным директором Гогольфеста Максимом Демским за две недели до старта фестиваля. По словам Демского, ощутимую поддержку от города и государства Гогольфест начал получать с 2016 года (прежде это были суммы от 50 до 100 тыс грн). «Второй год у нас серьезная поддержка от города, – говорит Демский. – В прошлом году мы получили небывалые для нас 900 тыс грн. В этом – 1,2 млн грн. Минкульт также нас поддерживает: в 2015 году они выделили 450 тыс грн, в 2016 – 100 тыс грн». В этом году Минкульт дал на фестиваль 1,365 млн.

На вопрос «Сколько стоит сделать Гогольфест?», Демский шутит, что все зависит от того, кто его делает. «Есть бюджет, а есть договоренности, – говорит он. – Без них фестиваль стоил бы баснословных денег. Если монетизировать его в реальных цифрах, он будет стоить минимум 50 млн грн. Наш реальный бюджет сегодня укладывается в 10,5-12 млн грн. Еще столько же составляют нефинансовые договоренности».

В целом в структуру бюджета Гогольфеста входит финансирование от города, от Минкульта, спонсорские деньги, доход от непрофильной активности и продажи билетов. «В прошлом году у нас было 10% госфинансирования от общего бюджета, - говорит Максим Демский. – Мы верим, что в этом году эта цифра впервые достигнет 25-30%. Рассчитываем, что до 10% составит спонсорский бюджет. Аренда фудкортов на фестивале – символические 1-2%. Вместе это до 40%. Еще около 15% – это поддержка от посольств. Все остальное – билеты. Эта наша ежегодная краудфандинговая кампания».

Опыт взаимодействия с КГГА Максим Демский называет скорее положительным: «Конечно, существуют бюрократические моменты, но их уже меньше. Проекты проходят систему ProZorro, все прозрачно». Вместе с тем он признает, что всех финансовых и организационных сложностей эта поддержка, конечно, не снимает.

По его мнению, точечная поддержка культуры со стороны государства в последние годы говорит о переменах к лучшему внутри системы. «Страна становится лучше. Но у нас очень слабый менеджмент: от Укроборонпрома до театра. На этом фоне тот же Центр Довженко – пример успешного управления. Украине крайне важно выйти на успешные проекты. Несмотря на тяжелые времена, важно делать культурные проекты. Но это как борьба с коррупцией: ты отрубаешь головы, а они вырастают; Надо работать с сознанием. И это можно сделать только через культуру».

Проект: Кинофестиваль «Молодость. Пролог»

Общий бюджет: около 3,5 млн грн

Бюджет от города: 1 млн грн

Фото: www.molodist.com

В этом году Киевский международный кинофестиваль «Молодость» проходит в урезанном формате: полноценный фестиваль перенесли на май 2018-го, а в привычные даты – 20 и 21 октября – проведут двухдневный «Пролог».

Как рассказал LB.ua в комментарии генеральный директор фестиваля Андрей Халпахчи, общий бюджет двухдневной редакции фестиваля составляет около 3,5 млн грн, из которых 1 миллион – от города, 1,3 – от Госкино.

«Киев наконец-то реально подключился к поддержке кинофестиваля – и финансово, и организационно, – рассказывает Халпахчи. – Раньше от властей были только обещания, а сейчас у них появилось понимание, что “Молодость” это и вывеска культурной жизни города, и момент для развития туризма в городе».

Гендиректор киносмотра отметил, что 1 миллион в сумме удалось получить от разных департаментов КГГА. Судя по годовому плану закупок департамента культуры, это подразделение выделяет на «Молодость» 500 тыс грн, остальные деньги, по словам Халпахчи, идут от управлений туризма и международных отношений.

Организаторы фестиваля добавляют, что миллион муниципальных гривень пойдет не только на кинопоказы, но и на большую конференцию о создании в Киеве кинокомиссии – специального органа, который занимался бы поиском локаций для съемок и налаживанием контактов с иностранными кинематографистами, которые теоретически могли бы снимать свои фильмы в Киеве.

Новый закон о кинематографии, внедряющий финансово привлекательные нормы для потенциальных иностранных коллег, вполне соответствует заинтересованности Киева и Украины в целом как в туристах, так и в инвестициях.

Как получить деньги от города?

Фото: EPA/UPG

1.Как выглядит процедура подачи проекта, и кто принимает решение о финансировании?

Помимо обычной тендерной процедуры, есть еще конкурсы. «Конкурсная процедура объявляется только на некоторые проекты – к праздникам, дню города и т.д., – говорит Диана Попова. – Но она не отменяет тендер». Также в ряде случаев предусмотрена переговорная процедура.

Чтобы обеспечить непредвзятость, департамент культуры в 2015 году учредил специальный орган – художественный совет. По словам Поповой, туда входит 16 человек, это художники, архитекторы, культурные менеджеры (среди них Людмила Березницкая, Игорь Добруцкий, Андрей Белоус, Александр Злотник, Евгений Карась, Богдан Струтинский).

2. Что влияет на принятие решения о финансировании?

В 2017 департаментом культуры КГГА было проведено 25 конкурсов на финансирование культурных проектов. На них культурные операторы подали 60 заявок, из которых были отобраны 25. По словам Дианы Поповой, «отсев» проектов, не соответствующих культурной направленности, происходит сразу.

Что еще важно? «Важна не только идея, но и то, сможет ли культурный оператор ее реализовать, – говорит Диана Попова. – Ты видишь по команде, по ресурсу, который есть у человека, сможет ли он это сделать. Конечно, репутационный фактор тоже важен».

3. Что советуют культурные операторы?

Организатор Kyiv Art Week Евгений Березницкий советует коллегам не бояться претендовать на городское финансирование. «Мы привыкли, что всюду несправедливость, поэтому люди даже не пытаются. Пробовать нужно. Хотя, в целом, культура в Украине – это бурьян. У нас в стране нет представления о том, что финансирование культуры – это приоритет».

А Олег Мельник потенциальным соискателям бюджетных средств советует готовиться с взаимодействию с бюрократической машиной, не верить словам чиновников о готовности к сотрудничеству, а рассчитывать на свои силы: «Если власть что-то инициирует, она должна предоставить для этого возможности».

В 2017 году город профинансировал культуру в беспрецедентном объеме. Диана Попова признает, что «в 2017 году мы получили 31 млн грн только благодаря Евровидению». При этом она надеется, что в следующем году бюджет, хоть и не будет таким впечатляющим, все же превысит цифры прошлых лет.

Анастасія ПлатоноваАнастасія Платонова, Журналістка, незалежна культурна критикиня, редакторка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram