В самом начале майских праздников открывается сезон летних блокбастеров – новой экранизацией комиксов Marvel. В прошлом году нас порадовали сборной солянкой о “Мстителях”, в этом – третьей частью “Железного человека”, вероятнее всего, заключительной. Роберт Дауни-младший, для которого роль Тони Старка, “миллионера, плейбоя, гения и филантропа”, стала настоящим триумфом и способом заработать на безбедную старость, уже давно намекал на то, что третья часть “Железного человека” будет для него последней. Впрочем, вполне вероятно, что студия сможет завлечь любимого хулигана Голливуда обратно в свои сети с помощью космических гонораров – и мы увидим его хотя бы во вторых “Мстителях”.
Впрочем, даже если этот фильм станет последним для Дауни-младшего в образе Тони Старка, жалеть не о чем. У заменившего в режиссером кресле Джона Фарво Шэйна Блэка получилось именно то, что нужно этим внезапно наступившим летом: ироничный приключенческий супергеройский боевик.
До “Железного человека” в режиссерском послужном списке Блэка значится только “Поцелуй навылет” – не самый удачный в мире фильм, главную роль в котором сыграл как раз Дауни-младший. Это была одна из главных ролей актера после длительного перерыва, так что Роберт не забыл, что за ним должок, и замолвил за Шэйна словечко перед продюсерами третьего “Железного человека”.
Как сценарист, впрочем, Блэк заявил о себе гораздо громче: на его счету все четыре части “Смертельного оружия”, “Последний бойскаут” и “Долгий поцелуй на ночь”. Говорят, в сценарий первого “Железного человека”, считающегося самым удачным из серии, он тоже внес свою лепту, но не был отмечен за это в титрах.
Зато теперь перед Блэком откроются если не все двери Голливуда, то пара-тройка самых влиятельных так точно: в первый уик-энд американского проката “Железный человек 3” стартовал лучше, чем пресловутые “Мстители” Джосса Уидона, а это, поверьте, что-то, да значит.
В третьей части похождений Тони Старка компоненты, за которые гики всего мира любят фильмы про Железного человека, практически не поменялись (разве что задорные песни группы AC/DC исчезли): главный герой, зацикленный на своих изобретениях и железных костюмах, коротает бессонные ночи в своей мастерской, пока Самый главный злодей замышляет нечто нехорошее. За зло в третьем “Железном человеке” отвечает некий Мандарин – таинственная личность в исполнении сэра Бена Кингсли, угрожающая затерроризировать всю Америку. Пара неизвестных в уравнении – красивая девушка-ученый (Ребекка Холл), с кем у Старка был роман 14 лет назад на какой-то заумной конференции в Швейцарии, и подозрительный мужчина-ученый (Гай Пирс), сотрудничать с которым тогда же – 14 лет назад – Старк отказался. Не до того ему было.
Сегодня бедняге Старку, переживающему события из “Мстителей” (которые, судя по сюжету фильма, произошли совсем недавно), страдающего от бессонницы и приступов паники, придется бороться с нависшей террористической угрозой и ошибками прошлого.
В каком-то смысле, “Железный человек 3” – о том, что окружающие вещи и люди – не те, чем и кем кажутся. Бессонница Старка – не такая уж и плохая штука, а уж в сочетании с его нарциссизмом и склонностью к бесконечному самокопированию вообще может оказаться панацеей от вселенского зла. Что уж говорить об остальных героях фильма: недоверие к вроде бы положительным персонажам с лицом Гая Пирса, например, записано у зрителей на подкорке, что часто, впрочем, играет на руку сценаристам.
Тони Старк, не успев облачиться в супероснащенный костюм Железного человека, оказывается катапультированным в леса далеких северных штатов (эту сцену мы видели в трейлерах). Ему, как Гэндальфу, придется сразиться с драконом и вернуться в реальный мир уже продвинутым магом, причем не обязательно в железном костюме с навороченными лампочками.
Даже если “Железный человек 3” станет последним фильмом с Дауни-младшим в этой роли или последним фильмом об этом герое вселенной Марвел – кажется, в кои-то веки с ним сумели распрощаться достойно. Да так, что при всеобщей усталости от бесконечных сиквелов и перезагрузок серия о Железном человеке оказывается единственной, чьего завершения мы – признаемся в этом честно – вообще не хотим.
В прокате с 2 мая, также в 3D и IMAX.