О создании специального единого органа исполнительной власти, который бы занимался вопросами внутренне перемещенных лиц говорилось много и часто. Последний и решающий раз - 17 февраля 2016 года в Верховной Раде на парламентских слушаниях на тему: «Состояние соблюдения прав внутренне перемещенных лиц и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории Украины и на территории, неконтролируемых украинской властью в зоне проведения антитеррористической операции». Одной из рекомендаций парламентских слушаний было как раз создание министерства, что и произошло 20 апреля 2016 года путем слияния Государственного агентства по вопросам восстановления Донбасса и Государственной службы по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Возглавил ведомство Вадим Черныш, который ранее руководил Госагентством по вопросам восстановления Донбасса. Первым заместителем Черныша был назначен заведующий отделом обеспечения деятельности уполномоченного Президента по делам крымскотатарского народа Юсуф Куркчи, вторым - бывший председатель Луганской областной военно-гражданской администрации Георгий Тука.
Знающие люди говорят, что для полноценного функционирования новосозданного министерства необходимо минимум два года. Терпения у людей, пострадавших от войны и непонятной государственной политики по отношению к этим людям, уже давно нет. Поэтому МинТОТ получило сначала масштабный кредит доверия и полноту надежд, а следом сразу же «вагон» негатива. Тут надо признать, что уставшее общество шатает как маятник от «зрады» до «перемоги» и Министерство тут в общем-то ни при чем. На него возложили все чаяния и ожидания, которые в принципе, даже судя по полномочиям, МинТОТ выполнить не сможет. Если проанализировать Положение о Министерстве, то можно заметить, например, что «пальма первенства» в вопросах переселенцев по-прежнему остается у Минсоца, так как официально МинТОТ не является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в вопросах ВПЛ. Например, администратором единой базы данных переселенцев пока остается Минсоцполитики. Хотя, конечно, одной из основных задач министерства действительно является формирование и реализация политики по вопросам внутренне перемещенных лиц, координации предоставления гуманитарной помощи и выполнение программ по развитию мира… Но что самое главное, на мой взгляд, что МинТОТ взяло на себя функции формирования политики по отношению к людям, которые проживают на оккупированной и неподконтрольной территории Украины. До появления МинТОТ этих людей как бы не существовало…Надеюсь, появятся в конкретных программах и законах.
Отсутствие достаточного финансирования и неукомплектованность штата значительно ограничивают действия любого Министерства, каким бы заинтересованным в облегчении жизни людей, которые в этом нуждаются, и соответственно, в своей успешности оно ни было.
Граничная численность работников аппарата и территориальных органов в МинТОТ не может превышать 105 человек. Бюджет на 2016 год – 10 миллионов гривен, в проекте на 2017 год – 25 миллионов (из них на оплату труда 19 млн). Хватит ли этого на год, с учетом трех территориальных органов (структурных подразделений) в районах непосредственной близости к зоне проведения антитеррористической операции и временно оккупированной территории Украины (в Донецкой, Луганской и Херсонской областях) и с учетом объема работ, которые необходимо сделать?
Необходимо отметить донорскую помощь, которую оказывали и продолжают оказывать международные организации для МинТОТ. Если вы зайдете в здание Центральной избирательной комиссии, на втором этаже которого ютится Министерство, то увидите письменные столы с наклейками USAID, например. Надо отметить, что министр и его команда максимально привлекают международные организации ко многим процессам. Например, Совет Европы проводил по запросу МинТОТ тренинг о правах человека и стандартах Совета Европы для сотрудников министерства (проект «Усиление защиты прав человека внутренне перемещенных лиц в Украине»). С Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев недавно подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в решении гуманитарных проблем и оказания помощи ВПЛ. МинТОТ привлекает массу организаций (например, ОСНА, UNDP, UNICEF Ukraine, ADRA, Premiere Urgence Internationale (PUI), ICRC, UNHCR) к решению проблем на КПВВ, водоснабжению и восстановлению инфраструктуры, внедрению систем коммуникации c переселенцами и прочим проектам.
22 сентября Кабмин принял решение о создании Целевого фонда многих партнеров, как механизма совместного финансирования проектов восстановления и развития мира в Украине, и уполномочил Вадима Черныша подписать соответствующий Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании между Кабинетом Министров Украины, Представительством Организации Объединенных Наций в Украине и Группой Всемирного банка. Главное, чтобы данный механизм совместного финансирования проектов на восстановление пострадавших территорий и помощь переселенцам был не просто эффективным, но и максимально прозрачным. Тут необходимо помнить, что кредит доверия у людей исчерпаем.
За полгода работы Министерство совмещало организационные работы с выработкой политики и конкретными проектами, максимально привлекая общественные организации и донорские структуры, при этом довольно адекватно оценивая ресурсы первых и вторых. Было разработано Положение, проходили совместные сессии по выработке коммуникационных стратегий и планов деятельности, утверждено штатное расписание, проведен конкурс на замещение вакантных должностей, разработана Концепция «Государственной целевой программы по вопросам восстановления и развития мира в восточных регионах Украины.
На днях была создана рабочая группа по вопросам подготовки законопроектов и подзаконных нормативно-правовых актов для совершенствования национального законодательства относительно защиты прав ВПЛ, в которую вошли разные стейкхолдеры и которая имеет все шансы быть успешной, учитывая ожидаемую поддержку Совета Европы. Главное, чтобы подготовленные рабочей группой документы проходили все дальнейшие «круги» в Кабмине, а другие министерства параллельно не ставили палки в колеса.
Напоследок, повторю, что многие переселенцы смотрят на МинТОТ как на Мессию. Несмотря на объективные причины, которые пока еще не дают возможность заработать на «все 100», министерству все же стоит активизировать свою роботу. Поскольку многие переселенцы уже начинают спрашивать, а чем собственно, занимается МинТОТ?..