Полостная операция – это разрез. И шрам. И длинный наркоз. И тяжелейшее восстановление. При некоторых пороках только такая операция возможна. Но львиную долю можно и нужно оперировать эндоваскулярно. Потому что длительность такой операции – 30 минут. Потому, что шрама на груди нет (эндопротез вводят через крошечный надрез на бедре). Потому что это операция, которую нужно сделать 1 раз и ребенок получает новое здоровое сердце. Потому, что он уже на следующий день забывает об операции и периода восстановления как такового нет.
4-летняя Карина родилась с пороком сердца, незакрытым Боталловым протоком. Жизнерадостного ребенка родители стали носить на руках – у девочки не было сил ходить.
4,5 тысячи детей с пороками сердца ежегодно рождается в Украине. Только половина из них вовремя получает медицинскую помощь. «Задолженность» достигает десятки тысяч человек. Они ждут госочередь, теряют время или распродают все, что могут, для операции вне госочереди. Только в Донецкой и Луганской областях с пороком сердца ежегодно появляется 600-700 малышей. По информации кардиохирургов, из 4,5 тысяч 500 детей нуждаются в окклюдерах.
С Кариной все, слава Богу, хорошо.
Несколько недель назад ей успешно установили окклюдер. Первое УЗИ показало: сердечко девочки бьется ровно. Теперь она здорова. Совсем.
Окклюдер для Карины и еще 20 деток купил Фонд Рината Ахметова. Его проект «Здоровое сердце» начал работу в феврале 2017 года. Самым младшим был полугодовалый малыш из Донецкой области. Еще десяткам детей из малообеспеченных семей Донецкой, Луганской, Запорожской и Харьковской областей Штаб поможет, как помог Карине. Врачи Института сердца Министерства здравоохранения Украины, Национального института сердечно-сосудистой хирургии им. М.М. Амосова, Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии, с которыми мы работаем, – настоящие волшебники. Все операции, окклюдеры для которых приобрел Фонд, прошли очень успешно.
Родители Карины говорят, что порок диагностировали поздно. Что полостной операции боялись и оттого тянули с решением. Что позже узнали о технологии окклюдеров, но были уверены, что не найдут деньги.
И правда, кардиохирурги, с которыми мы работаем, говорят, что очень много запущенных пороков сердца. Среди причин ‒ поздняя диагностика, нежелание лечиться, боязнь родителей делать операцию ребенку. Некоторые приходят слишком поздно.
Кардиохирургия ‒ высокотехнологичная и дорогостоящая отрасль медицины. Эндоваскулярная хирургия ‒ ее пик. Самый современный и малотравматичный метод лечения. Государственных денег катастрофически не хватает. Поэтому в половине случаев детям с врожденным пороком сердца помогают благотворительные организации.
Главное для родителей – не бояться обращаться к опытным кардиохирургам. Делать это вовремя. Чувствовать своих детей, бить тревогу, приезжать в кардиоцентры. Находить благотворителей. И давать детям новые сердца. Другими словами – действовать. Опыт программы «Здоровое сердце» Рината Ахметова на сегодня состоит только из историй успеха. Пороки бывают разные. Но их не нужно бояться.