ГоловнаБлоги

Хватит тегать УЗ: появился сервис жалоб на поезда, дороги и почту

Заболели, потому что ехали со сломанным окном в поезде? Выстаиваете длинные очереди на почте, чтобы узнать, что ваша посылка еще не дошла? Постоянно ремонтируете машину из-за ям на дорогах? Теперь вы не останетесь с этими проблемами один на один. Небезразличные украинцы придумали стартап, с помощью которого можно пожаловаться на плохой сервис и остаться при этом услышанным.

Группа единомышленников под названием «Розумнакраїна» решила сконцентрировать общественное мнение в одном месте с помощью современных электронных сервисов «Вагон»,«Дорога» и «U-poshta».

Теперь, если у вас есть жалобы на услуги, предоставляемые компаниями «Укрзалізниця», «Укравтодор» или «Укрпошта», нужно всего лишь воспользоваться соответствующим е-сервисом и оставить там свою жалобу, которую потом смогут прочитать ТОП-менеджеры этих компаний, министр и принять соответствующие решение. Можно даже ничего не писать, а просто поставить галочку напротив подходящее жалобы, будь то некачественное белье в поезде или неубранный снег на трассе.

«Укрзалізниця»: дует и грязно

СЕО проекта Сергей Ефимов рассказывает, что все началось с «Укрзалізниця», ведь именно эта компания – одна из лидеров по жалобам среди украинцев.

«Меня лично всегда поражает, когда из окон в вагоне дует, и маленькие дети сидят, закутанные в одеяла. Мне хочется взять большую палку и долго бить начальника этого поезда или начальника депо. И чтобы остальные люди тоже так делали. Но мы не имеем на это права, поэтому я решил «бить» их по-другому», – рассказывает Сергей.

Так появился е-сервис «Вагон». Негативные отзывы, которые люди оставили после запуска проекта, успели показать, что некоторые депо не уделяют достаточно ресурсов и внимания ремонтным работам. Худшим из худшим уже стало мариупольское депо, куда поступило больше всего жалоб от пассажиров.

По словам Сергея Ефимова, «Укрзалізниця» знает о существовании е-сервиса «Вагон» и уже даже использовала информацию, полученную из ресурса, в своих целях. Например – назначила дополнительный поезд на мариупольское направление якобы с новыми вагонами. Однако пассажиры вновь пожаловались на условия, и выяснилось, что не все вагоны были заменены. После чего «УЗ» в этом году выделила дополнительных 170 млн. грн. для того, чтобы все вагоны были отремонтированы. Несмотря на то, что проект «Вагон» уже показал свою полезность, «Укрзалізниця» пока не спешит выходить на контакт с его основателями, заняв позицию невмешательства.

«Укрпочта»: очереди и грубый персонал

Совсем другая ситуация с «Укрпочтой». Та, наоборот, решила сама выйти на авторов е-сервиса «U-poshta» с целью повысить качество своих услуг. И им это удастся, убежден Сергей Ефимов. «Розумнакраїна» уже получила от компании техническое задание и находится на связи с руководителями. Также услугами Ефимова и его единомышленников заинтересовалась и «Новая почта».

«Если компания открывает процесс жалоб на себя – она переходит на новое качество управления. Если на официальном сайте компании нет негативных отзывов, это не значит, что их нет, например, на Фейсбуке. Некоторые наши компании решили, что можно проявлять неуважение к клиентам и удаляют негативные комментарии, думая, что будут лидерами рынка. А вот хорошие компании отвечают на каждое негативное обращение, и именно их ждет успех. Твой клиент сам тебе подсказывает, как улучшить проблему твоего бизнеса», – подчеркивает Сергей Ефимов.

«Укравтодор»: ямы, ямы, ямы

То же самое касается и украинских дорог. Ежегодно, особенно после зимы, автомобилистам приходится объезжать сотни ям, подвергая машину перспективе ремонта, а самих себя – опасности для жизни. Именно из этих соображений был создан сервис «Дорога» для «Укравтодора», который будет призван не только улучшить качество отечественных дорог, но и, возможно, позволит отследить, насколько выделенные на ремонт дорог деньги тратятся по назначению.

«В прошлом году была выделена колоссальная сумма на ремонт дорог – 20 млрд. грн. Но где результат? По жалобам, которые нам оставляют, мы увидели, что некоторые дороги, которые были заявлены как отремонтированные, на самом деле таковыми не являются. Куда ушли деньги – не известно», – отмечает Ефимов.

И объясняет, что в идеале сервис «Дорога» должен работать так: если у какой-то дороги есть, например, 50 жалоб, тогда собирается плановое или экстренное совещание с ТОП-менеджерами и представителями областных автодоров, и решается, что раз по дороге много жалоб, значит, ее нужно сделать раньше, чем остальные. А если окажется, что деньги уже были выделены в прошлом году и официально там прошел ремонт, тогда нужно уволить виновных. В ближайшее время у основателей е-сервиса «Дорога» назначена встреча с «Укравтодором» для обсуждения дальнейших совместных действий.

На данный момент три электронных сервиса полноценно работают и собирают данные в виде статистики. Наибольше жалоб к «Укрзалізниці» поступает из-за плохой вентиляции и грязных туалетов, к «Укравтодору» – из-за ям на дорогах и грязных трасс, а к «Укрпочте» – из-за очередей и невежливого персонала. Основатели проекта готовы предоставить руководителям заявленных компаний отдельный доступ ко всем комментариям, оставленным на ресурсе, которые не выводятся на главную страницу, чтобы не перегружать сайт.

Недавно «Розумнакраїна» прошла в инкубационную программу конкурса іт-проектов в сфере электронной демократии EGAP Challenge, и получила 54 тысяч гривен на доработку проекта в рамках конкурса. Кроме финансовой поддержки, проект получил менторские и экспертные рекомендации. Также у разработчиков есть еще шанс посоревноваться за 50-250 тысяч гривен финансирования на EGAP Challenge. Результаты конкурса будут в апреле.

Также стартап получил поддержку от Министерства инфраструктуры, Минфина и Минэкономики. В частности, речь идет о содействии министерств и департаментов в предоставлении данных. На встрече с “Розумноюкраїною” Министр инфраструктуры Владимир Омелян отметил, что электронные сервисы могут значительно снизить уровень коррупции, исключив человеческий фактор: «Все эти пробелы, где люди беспощадно воруют деньги, можно очень просто заменить электронными сервисами, исключив человеческий компонент. Это должно быть удобно и комфортно для конечного потребителя. Вот в этом наша цель и наша работа».

Следующее направление, куда смотрит команда «Розумнакраїна» – это больницы. Принцип тот же: сделать сервис, на котором украинцы смогут оставлять свои отзывы на обслуживание в медицинских учреждениях, а ответственные чиновники смогут реагировать на эти запросы. 

Также в планах разработчиков формирование рейтинга бизнес-проблем Украины. Сейчас уже выделено 50 основных проблем, из которых в течение года будет определен ТОП-5.

Ксения Литвин Ксения Литвин , журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram