Истечение срока действия заграничного паспорта – всего лишь одно из испытаний независимого украинца. Его нельзя сравнивать с увеличением цены на газ или на хлеб, но говоря откровенно, на испытания не осталось сил. Мой паспорт в настоящий момент подлежит замене. Я готовлюсь к этой процедуре с полной ответственностью. Думаю, как лучше поступить. Аккуратно вырезать странички с шенгенскими и другими визами или просто вырвать их? Все режут и все вырывают. Чтобы при подаче документов на оформление визы с девственным паспортом, приложить огрызки своей благонадежности.
Наглядное затягивание Верховной Радой Украины выполнения соответствующих требований Еврокомиссии на законодательном уровне в 2015 году, заставило убедиться в регулярном несоответствии слов и дел украинского правительства. Но в конце прошлого года надежда на безвизовый режим в первую половину 2016 года все же сохранялась.
Антикорупционная линейка законов и подзаконных актов не может выстроиться в обществе, жаждущем коррупции всеми своими активами. Любой вопрос, в правовом ли, не в правовом поле Украины, решается, как и прежде, старым дедовским способом – взяткой.
Но Украина, как некая субстанция, вне государственного строя, внутренне, на уровне своей мощной энергетики, стремится выйти за свои негосударственные границы, если не сказать – выйти из себя. И вот, в районе этих энергетических границ, наше масляное масло и выдает горечь. Во всех смысла этого слова. Потому, что многие украинцы примеряют на себя и на всю страну созидательный костюм, а правительственная песня о культурном прорыве (отрыве) нации звучит не убедительно.
Песня звучит, динамики изобилуют помехами, а на арене стою я или вы, т.е. маленький человек, у которого, как в моем любимом стихотворении Дмитрия Воденникова, внутри «цветочный жар, подтаявший пломбир».
И стою я, не с флагом в руке, не с протянутой рукой, не над газовой трубой, а по делу стою. И получаю приглашение в Барселону презентовать книгу моих стихов. Я достаю свой заграничный паспорт и смотрю в него до головокружения. Представители украинской диаспоры и сами европейцы после Евромайдана, побега Президента Януковича и гибридной войны на востоке Украины, пошли на сближение с нами в ускоренном темпе. Год за три, не меньше. И каждый, кто причастен к наращиванию мускула украинской культуры, пытается свой багаж понести и показать в лучшем виде. Выгрузить этот багаж за пределами себя и раздать. В идеале, конечно, совершить exchange, увезти на родину культурные лекала другого мира.
Получение визы для украинского художника, поэта, прозаика без постоянного места работы превращается в развернутый боевой лагерь. Трудоустроенному украинцу немного легче справиться с задачей. Но и тогда, процесс не прост, а главное не дешев. Я не раз его проходила.
Но что я вижу? На моей воображаемой арене под гимн Республики Молдова появляется ее гражданин, который покупает билет Low-Сost на самолет в Мадрид, и налегке вылетает из Кишинева посмотреть на «Расстрел повстанцев 3 мая 1808 г.» Франсиско Гойя.
И нет конца восстаниям.
Власть ведет маленького поэта с украинским паспортом по дороге с невыполненными обещаниями, а он все живет сердечный, по тому же Воденникову живет, словно цветочный жар, подтаявший пломбир.