Евроинтеграция: блицкриг под контролем

Анализ событий весенних месяцев четко показывает: власть бросила все усилия на выполнение пакета требований Европейского Союза для предстоящего ноябрьского подписания Соглашения об Ассоциации. Такой активности и целеустремленности отечественных чиновников не наблюдалось уже многие годы. Впервые Украина четко продемонстрировала Западу - мы являемся частью Европы и равноценным партнеров для переговоров. Способным, преодолев внутренние дрязги, выполнять взятые на себя обязательства. Теперь мяч на стороне ЕС: а готовы ли там сдержать свое слово?

Надо отметить, невооруженным взглядом видно, что вопрос евроинтеграции и соответствующих необходимых реформ находится на личном контроле самого президента Януковича и его администрации. И любое промедление или заминки, вызванные бюрократическими проволочками, устраняются достаточно быстро по команде «сверху». Главное – получить необходимый для страны результат. Ибо времени остается все меньше. Уже в конце мая Совет министров ЕС рассмотрит, как Украина выполнила рекомендации из так называемого «списка Фюле», предусматривающего 11 основных требований по разным направлениям реформ.

В качестве подтверждения ускорения евроинтеграционых процессов можно привести назначение 13 мая Уполномоченным президента по вопросам внешнеполитических и интеграционных процессов Константина Елисеева, до этого занимавшего должность представителя Украины при ЕС.

Казалось бы, в чем суть подобного назначения, если есть МИД и иные высокопоставленные чиновники, ответственные за евроинтеграцию?

Во-первых, именно Елисеев, которого хорошо знают в Евросоюзе, станет тем ежедневным коммуникатором между Банковой и ЕС, который будет оперативно сообщать о всех проводимых Украиной реформах и принимаемых законах. И соответственно – сразу информировать непосредственно Банковую о пожеланиях и реакциях Европы.

Это, кстати, очень важный момент. Ведь, конечно, хорошо, когда в ЕС ездят глава СНБО Клюев или первый вице-премьер Арбузов с отчетами о прогрессе реформ или министры ЕС приезжают в Киев. Однако, как показал опыт, европейская общественность и дипломатия все равно испытывает большой дефицит информации о происходящих с Украине событиях. Последний пример – реакция Европы на решение ЕСПЧ по «делу Тимошенко», показавшая, что европейцы толком и не изучили ни сам иск, ни вердикт суда.

Теперь же, когда Елисеев имеет соответствующий высокий статус почти на уровне министра от самого президента , пробел в информационной политики должен быть устранен.

Кстати, именно Елисеев сразу же в день назначения рассказал украинской общественности: только что Совет министров ЕС ратифицировал упрощение визового режима с Украиной. Вот и подтверждение, что механизм, предложенный Банковой, работает.

Во-вторых, МИД показал себя неповоротливой и бюрократической структурой, сложно адаптирующейся к стремительным темпам нынешнего евроинтеграционного процесса.

И дело даже не в ходящих в СМИ слухах, что во время майского визита в США аппарат МИДа чуть не сорвал встречу министра Кожары с госсекретарем Керри. Или так и не удалось договориться о скорой встрече президентов Обамы и Януковича. Вопрос стоит в иной плоскости: любое дело оперативно делается только тогда, когда есть малый круг «ответственных» за конкретные направления. Этому учил еще Ленин, создавая свою малочисленную партию «закрытого типа», в итоге – подтвердившую на практике тезисы Ильича об персональной ответственности.

Похоже, на Банковой решили взять под особый контроль наиболее стратегические для страны вопросы. Назначив персональных ответственных и эффективных менеджеров, а не некие размытые бюрократические структуры. Так, в апреле представителем Украины в ВТО стал Андрей Гончарук, тем самым – переняв на себя по сути функции Минэкономики. Теперь Елисеев взял на себя часть функций МИДа. Насколько правильна такая линия - покажет время.

С другой стороны, тому же МИДу есть чем заняться. Речь идет и о прорыве в охладившихся в последние годы отношений между США и Украиной, работа в российском направлении. Не стоит забывать и о важности южноамериканских и азиатских рынков для Украины – особенно в условиях мирового кризиса.

В-третьих, сама должность Елисеева несет некий скрытый подтекст для Кремля и его «детища» - Таможенного Союза

Елисеев назначен уполномоченным по интеграционным вопросам. Иными словами, Москве и Брюсселю делается недвусмысленный намек. Украина намерена не ограничиваться формальным подписанием Соглашения об Ассоциации и созданием Зоны свободной торговли с ЕС. Последующая цель: работать в рамках уже подписанной Ассоциации до соответствующего логического шага –подачи заявки о членстве Украины в ЕС.

Стоит отметить, что Банковая неспроста пошла на столько откровенный прозападный шаг. Первым удар нанес именно Путин, заявив недавно, что в 2015 году Таможенный Союз собирается запретить въезд по внутренним паспортам гражданам Украины. Также Москва проигнорировала идею Украины получить статус наблюдателя в ТС. Столь «дружественные» шаги, вкупе с самой высокой ценой на газ в Европе, вряд ли настраивают на конструктивный диалог между странами.

Впрочем, ситуация может и поменяться. Если Москва действительно будет заинтересована в развитии экономических отношений между Украиной и ТС, а не использовании его в качестве «дубинки» для принудительного загона нас в новый СССР.

Украина в очередной раз показала Европе, насколько важное значение придает подписанию Ассоциации. И готова выполнять все требования еврочиновников. Теперь стоит посмотреть, насколько реально Европа готова доказать, что ее слова о европейской принадлежности Украины – это не банальные слова. И не простая отговорка с целью годами тянуть время, как в случае с Турцией…

Дмитрий Корнейчук Дмитрий Корнейчук , Журналист, политолог, историк
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram