Этим летом у меня два раза были настоящих «В Первый Раз»: В Первый Раз я попал на Сигет. 7 лет складывалось все абсолютно не так, как я того хотел. Проекты накладывались на проекты, проблемы со здоровьем догоняли длительные командировки, проблемы с деньгами сменяли проблемы с работой, собственный бизнес отодвигал отпуск и свободные выходные. Но в этот раз у меня получилось. Побывать на Сигете. Второй В Первый Раз произошел с концертом моей любимой современной группы. Я побывал впервые на концерте Muse. И это произошло на Сигете.
Мультикультурный коктейль из различных государств мира, невероятно смачный музыкальный штрудель из национальностей и субкультур запекался каждый раз специально для каждого, кто готов был его съесть, проглотить, схрумать, куснуть, принюхаться, лизнуть и воспринять как ценную, калорийную, полезную и вкусную еду.
Сотни групп, полтора десятка сцен, музыка, которая играет нон-стоп, жанры, которые не имеют границ и пограничные жанры, стили музыки, которые собираются из классических составляющих и топорщатся невероятным поиском нового звучания, маркетинг и искусство, объединенные в новое искусство. Артисты, которые работают как роботы, короли ремесла, Музыканты, которые берут музыку из воздуха и оставляют ее там же, чтобы ты жадно мог вдохнуть в себя это чувство единства со всеми кто слышит тоже самое. Можно много говорить о лайн-апе этого фестиваля и сравнивать его с другими фестами, но правдой остается то, что все воспринимается в контексте. И когда ты попадаешь в эту воронку тусовки, смешения субкультур и формирования новых музыкальных традиций тебя не гребут гонорары артистов и количество зрителей на концертах под сценами, знаешь ты эту группу 10 лет или увидел ее сегодня впервые.
Я музыкант. И я Абсолютно не знаю, как можно музыкантам пропускать подобные события. Альфа Джаз Фест, Сигет, Рок ин Рио, Гластонбери, Монтрё – десятки фестивалей по всему миру позволяют припасть глазом к замочной скважине настоящей Двери в Свободу. И сделать это совершенно не напрягаясь – просто добравшись до места расположения этой двери на самолете, велосипедом или автостопом.
Я ивенщик. И я абсолютно не понимаю коллег по цеху, которые не стремятся побывать на большинстве подобных событий. Десятилетия развития инфраструктуры Сигета дают очень много информации о том, как управлять человеческими потоками на концертах на главной сцене, располагать околофестивальные активности и наполнять фестиваль не только музыкой, но и большим количеством интерактивов для гостей, строить правильные зоны питания и торговли, организовывать безопасность и поддерживать экологический фактор.
Мы много сетуем на то, что молодая украинская музыка еще совсем зеленая, у нас так мало контента, а наш уровень часто не соответствует мировому. Музыканты, продюсеры, организаторы концертов и фестивалей. А посмотрите, какие проекты являются нашей актуальной гордостью? Какие артисты, фестивали, клипы, альбомы украинского производства дают нам почувствовать себя немного в контексте мировой культуры? Проекты тех людей, которые стараются перепрыгнуть, перелететь через эту стену серости и ограниченности, которые стремятся быть частичкой мирового контекста и гордятся тем, что они люди.
Музыкантам нужно ходить на концерты других музыкантов. Организаторам нужно смотреть, как другие люди организовывают свои собственные проекты. Так мы люди устроены, что нам нужно понимать в какой системе координат мы находимся, пока у нас своя собственная не становится системой координат окружающего мира.
Трудно увидеть горизонт на кухне хрущевки в спальном районе Днепропетровска или Львова. Трудно воспринимать новаторство Muse и Radiohead полжизни слушая Цоя и Смысловые Галлюцинации. Непросто создать стильный рок-фестиваль, организовывая Дни Города Ивано-Франковска или Дни Независимости в Суммах. Очень тяжело перепрыгивать и перелазить через высокие стены. Особенно, если они у тебя в голове. Но я за всю свою жизнь не встречал еще ни разу более сильного костыля, чем музыка, чем творчество тех людей, для которых стен в этом мире не существует. Особенно, в их голове.
We are the Universe, observing itself