Плюс к этому Национальный банк уже из последних сил удерживает гривну от дальнейшей девальвации. Достаточно лишь одной отмашки «сверху». Ведь еще недавно он фактически финансировал бюджетный дефицит, что и привело к резкой девальвации гривны. Поэтому в принципе пока не приходится говорить о независимости НБУ, как о фундаменте самостоятельной монетарной политики. Всё предсказуемо и понятно, рыночные механизмы тут не работают. И всё упирается в неэффективность государственного управления. У нас там нет настоящих экономистов, нет крупных чиновников с экономическим мышлением. И они всё сделали для того, чтобы мы не смогли избежать финансовых потерь. Теперь, как в лихие 90-е годы, для нас снова главный вопрос, как достичь финансовой независимости без начального капитала? Думаю, со мной многие согласятся, что Национальный банк Украины – это, пожалуй, один из самых больших фокусников в истории мировой экономики. Это единственный институт, который одновременно поддерживает и рост гривны, и рост инфляции. Это просто уникальное состояние. Хотя практически вся инфляция, которая сейчас есть в Украине, – это инфляция тарифов естественных монополий. А в чем правительство еще не дорабатывает? Где больше всего проблем?
Прежде всего, у нас до сих пор довольно большая и неэффективная государственная собственность. Очень затратная и не реформированная пенсионная система. Много коррупционных скандалов. При этом сохраняется жесткая зарегулированность рынка труда. И в этих условиях международные кредиторы, особенно МВФ, пытаются к Украине применить стандартные для ЕС и США процедуры, которые на поверку практически не работают в неконкурентной и коррумпированной украинской реальности. А вести сложную политическую игру наши крупные чиновники еще не научились.
Наоборот, нашими финансовыми властями ничего не сделано эффективного в реформировании украинской экономики. Наоборот, есть постоянное ощущение этой пресловутой тройки – лебедь, рак и щука – которые тянут возок с бюджетными деньгами в разные стороны. А Киев уже бурлит. И, судя по всему, группы влияния во власти не смогут договориться между собой, не смогут они уже и хоть что-то позитивное сделать для улучшения жизни рядовых людей. Как говорится, своя рубашка к телу ближе.
Поэтому всё чаще вспоминаю, как в далеком 1994 году впервые из голодного Киева прилетел в сытый Вашингтон. Тогда в США понял, что американцы, никогда не поймут нас украинцев. У нас и у них – абсолютно две разные экономики, два совершенно разных уклада жизни. Это была грубая ошибка назначать иностранцев на должности министров. Ведь ни Н.Яресько, ни А.Абромавичус ни за что не разберутся в украинских политико-экономических связках, особенно в механике этих процессов, как соединить все эти шестеренки. Поэтому они все наши рынки еще больше разбалансировали, и теперь сами не понимают, что дальше с этим делать? Они скоро уедут, а нам всё это разгребать придется.
Недавно встречался с бывшим нашим соотечественником, который в 90-е сколотил состояние, а теперь живет в Израиле. Конечно, он внимательно следит за событиями в Украине. И недоумевает, почему наши министры и Глава НБУ не хотят понять элементарные вещи. Например, для того, чтобы малый и средний бизнес у нас работал, нужно создать среду. Надо, чтобы люди, которые умеют строить бизнес, хотели бы жить в Украине. И никакими патриотическими призывами властей этого сделать нельзя, т.к. мир уже глобален и един. Поэтому, говорил он, в Украине должно быть комфортно умным, сильным и работящим людям.