Многоуважаемые делегаты Всемирного конгресса крымских татар, дорогие наши гости!
Второй Всемирный конгресс крымских татар мы проводим в очень трудные и драматические дни для нашего народа.
Народ, переживший тотальную депортацию, геноцид, унизительные годы последепортационного комендантского надзора и полного бесправия в местах ссылки, десятилетиями боровшийся за свои гражданские и национальные права, за право вернуться на свою родину с одним из самых бесчеловечных режимов 20-го столетия, с огромными трудностями возвратившийся на свою землю и начавший, хотя и очень медленно, восстанавливать свои права на своей земле, вновь оказался под оккупацией, вновь под властью режима, который по уровню враждебности и антидемократичности напоминает самые худшие годы советского режима.
Мало кто в нашей стране и в мире ожидал, что в 21-ом столетии какое-то государство, тем более, государство – постоянный член Совета Безопасности ООН с правом "вето", может столь нагло нарушая международно-правовые нормы, растоптав подписанные самим же договоры и обязательства, ввести свои войска в другую страну, оккупировать часть этой страны и даже бесцеремонно присоединить оккупированные земли к территории своего государства.
Тем не менее, нападение России на Грузию в августе 2008 года с последующей оккупацией части её территории и создание на оккупированных территориях пророссийских марионеточных "государств" должны были серьезно насторожить мировое сообщество и побудить правительства ведущих стран мира принять эффективные меры по обузданию агрессора. Но, к сожалению, никаких серьезных мер не было принято и, несомненно, это вдохновило агрессора на новые авантюры.
Пожалуй, наибольшую тревогу надвигающейся опасности почувствовали в те дни крымские татары, которые очень хорошо знакомы с повадками соседнего государства. В те дни мы заявляли, что Украине следует немедленно принять меры по укреплению своей национальной безопасности, ибо следующим объектом нападения России по всей вероятности может стать Крым. В числе этих мер предусматривалась немедленная денонсация договора о пребывании российского Черноморского флота в Севастополе, пресечение деятельности российского консульства в Крыму по нелегальной выдаче российских паспортов русскоязычным гражданам Украины в Крыму, дезинфекция структур власти автономной республики Крым от пророссийской агентуры, пресечение деятельности подкармливаемых спецслужбами России пророссийских политических и полувоенных формирований в Крыму, передислоцировние на территорию Крыма украинских воинских формирований, способных противостоять хотя бы 20-тысячному военному контингенту Черноморского флота России в Севастополе и прочее.
Но, как и предполагалось, почти никаких мер предпринято не было, а пришедшая вскоре к власти администрация и семья Януковича, которая в основном занималась разворовыванием национальных средств страны, начала поступать почти с точностью наоборот. Соглашение о пребывании Черноморского флота в Севастополе было продлено еще на 25 лет, никакого усиления военного присутствия Украины в Крыму не произошло, а даже, наоборот, в целом армия Украины была приведена в состояние полной недееспособности, расквартированные в Крыму воинские части, в соответствии с получаемыми из Киева установками, рассматривали крымских татар как главную угрозу сепаратизма, шовинистические пророссийские организации в Крыму были усилены, служба безопасности Украины в Крыму, снизу до верху инфильтрованная российской агентурой и, кстати, после оккупации Крыма почти полностью перешедшая на сторону оккупантов, прилагала огромные усилия по внесению раскола в среду крымских татар и ослаблению влияния Меджлиса крымскотатарского народа.
Свержение режима Януковича в январе прошлого года, которое последовало после расстрела "беркутовцами" около сотни и ранения нескольких тысяч наших патриотов, создание нового демократического правительства в Киеве вселило в крымских татар большие надежды. Но, как известно, в конце февраля началось вторжение на территорию Крыма российских войск.
Сперва организованные и вооруженные Черноморским флотом России банды так называемых "отрядов самообороны" и "казаков" захватили государственные учреждения в Крыму, в первую очередь Верховной Рады и Совета министров Крыма, СБУ, прокуратуры и милиции. А затем открыто вошли и войска России. Как и ожидалось, подавляющее большинство сотрудников государственных структур, в том числе сотрудники МВД, прокуратуры, СБУ, судов и проч. быстро сдались оккупантам и перешли к ним на службу. Они быстро сняли со зданий своих учреждений украинские флаги и вывесили вместо них российские.
Поддержали оккупантов и несколько небольших группировок крымских татар, которых прежняя власть и спецслужбы России постоянно пыталась использовать против Меджлиса крымскотатарского народа и внесения раскола в среду крымских татар.
Но в целом хоть какое-то организованное, но сугубо ненасильственное и открытое сопротивление оккупантам оказывали только крымские татары и в первую очередь их представительный орган – Меджлис крымскотатарского народа. Меджлис открыто обращался в международные организации, в том числе в ООН, Организацию Исламского Сотрудничества и иные структуры с призовом остановить агрессию, ввести в Крым войска ООН, принять меры по обузданию произвола оккупантов. Меджлис сумел обеспечить почти полный бойкот крымскими татарами так называемого "референдума" оккупантов 16 марта и так называемых "выборов" в Крыму в сентябре прошлого года. Охраняемый крымскими татарами единственный в мире крымскотатарский телеканал ATR вплоть до 1 апреля этого года, то есть до его закрытия оккупантами, постоянно на трех языках давал объективную информацию о происходящих в Крыму событиях и беззакониях оккупантов.
Украинский флаг на здании Меджлиса дважды срывали по ночам созданные оккупантами так называемые "отряды самообороны", но члены Меджлиса его вывешивали снова. Таким образом, этот единственный украинский флаг на оккупированной территории продержался еще более полгода после оккупации, т.е. до середины сентября прошлого года, когда здание и все имущество Меджлиса было конфисковано оккупационными властями.
Первые же шаги оккупантов в Крыму были направлены на то, чтобы взять под свой контроль все средства информации, нейтрализовать и изолировать тех, кто мог организовывать сопротивление. Демократические свободы, которыми пользовались жители Крыма все 23 года независимости Украины, почти полностью упразднены.
Для подавления воли и запугивания людей не гнушались и не гнушаются никакими незаконными методами. Многочисленнее произвольные обыски под предлогом поисков оружия и "запрещенной литературы", огромные денежные штрафы [в ответ] на попытки реализовать свои демократические права на мирные собрания, митинги и шествия, аресты по нелепым обвинениям, разграбление или, как они называют, "национализация" бизнеса деловых людей, похищения и убийства людей без следствия и суда неугодных, лишение почти всех гражданских прав, в том числе даже на права на лечение в медицинских учреждениях для тех, кто отказывается получать российские паспорта – таков далеко неполный арсенал методов оккупационных властей против коренного народа Крыма. Например, после оккупации Крыма было проведено более 150-ти обысков в домах, мечетях и даже школах крымских татар. Причем, в подавляющем большинстве случаев обыски проводятся с грубейшими нарушениями процессуальных норм и унижением человеческого достоинства обыскиваемых.
Впрочем, иногда разрешаются некоторые политические манифестации, но это зависит от национальности тех, кто собирается проводить эти манифестации и только всецело лояльным к оккупационным властям людям. Например, армянам разрешается проводить митинги и городские шествия по поводу событий столетней давности в истории этого народа, но крымским татарам запрещается проводить даже традиционные траурные мероприятия в годовщину депортации и геноцида крымскотатарского народа. Правда, крымским татарам тоже могут разрешить какие-то митинги и демонстрации, но только в том случае, если они направлены на поддержку оккупационных властей, под российскими флагами и под руководством оккупационных властей и их марионеток из числа крымских татар. То есть, всё как при советской власти.
О той атмосфере, которая сложилась в оккупированном Крыму довольно красноречиво, хотя и не совсем полно, говорится и в 20-страничном отчете независимой делегации турецких правозащитников, исследовавши положение на полуострове в течение трех дней в апреле этого года.
Жесткая дискриминация и беззакония в отношении крымских татар, особенно похищения и убийства молодых людей, принудительные призывы молодых людей в российскую армию с перспективой отправить их на войну со своими братьями-украинцами, полное отсутствие демократических свобод и отсутствие как-либо перспектив для молодых людей в оккупированном Крыму вынуждает многих людей вновь покидать свою родину и переселяться в материковую часть Украины. К настоящему времени, несмотря на постоянные призывы Меджлиса крымскотатарского народа с просьбой перетерпеть оккупацию и не покидать родину, по нашим сведениям, Крым покинули не менее 10 тысяч крымских татар.
Создается четкое и небезосновательное впечатление, что беззакония в отношении крымских татар совершаются в том числе именно с целью вытеснить их за пределы Крыма. Одновременно в Крым завозится большое число русских как с самой России, так и беженцев их районов боевых действий на востоке Украины. В российской прессе оживленно обсуждается также вопрос о переселении каких-то 200 тысяч мариупольских греков из Донецкой области, армян и даже евреев-бывших граждан СССР из Израиля, которым в Крыму обещают всевозможные блага.
В прессе оккупационных властей Крыма было несколько публикаций о том, что находящиеся еще в местах ссылки крымские татары, узнав о присоединении Крыма к России, якобы страшно обрадовались и быстро начали переселяться в Крым. На самом деле это абсолютная ложь и все обстоит с точностью наоборот. Если за последние годы в Крым из мест ссылки удавалось переселиться в Крым в среднем по 1,5-2 тысячи человек в год, то после оккупации прибыли в Крым всего 76 семей, но ни одной семье не разрешили поселиться в Крым, поскольку, оказывается ежегодная "квота" уже исчерпана, и все они возвратились обратно.
Словом, проводится примерно та же самая политика этнической зачистки полуострова, которая практиковалась Российской империей после первой оккупации Крыма в 1783 году.
Особые усилия предпринимают оккупационные власти, чтобы ликвидировать представительный орган крымских татар – Меджлис крымскотатарского народа и вместо него создать свою крымскотатарскую марионеточную структуру, внести раскол в среду крымских татар, привлечь на свою сторону с помощью различных методов (подкупа, угроз и шантажа) какое-то число крымских татар. Поскольку это у них не очень получается и вряд ли получится, то есть все признаки того, что оккупанты попытаются полностью ликвидировать систему национального самоуправления крымских татар традиционными силовыми методами.
В этих обстоятельствах резко возрастает роль Всемирного конгресса крымскотатарского народа и его структур во всех странах, где они проживают.
Все действия структур Всемирного конгресса всецело должны быть направлены на защиту находящихся в условиях оккупации прав своих соотечественников и оказание им всесторонней помощи.
Мои многочисленные зарубежные поездки в десятки стран мира, встречи с многими государственными деятелями, дипломатами, журналистами и рядовыми людьми убедили меня в том, что люди крайне мало информированы о том, как проходила оккупация Крыма и какой режим они установили на оккупированной территории. Очень многие люди всерьез думают, что чуть ли не все жители Крыма сами желали этой оккупации и аннексии Крыма, а сейчас все радостны и довольны.
Одной из важнейших задач Всемирного конгресса и нашей многомиллионной диаспоры во всех странах мира должно быть ведение кропотливой работы по разоблачению лживой и многоязыковой российской пропаганды во всех странах, по мобилизации мирового общественного мнения против преступных действий российского путинского режима в отношении Украины, за немедленное освобождение оккупированных агрессором территорий и привлечение к уголовной ответственности виновных за гибель многих тысяч граждан как Украины, так и самой России, за нанесенный огромный материальный ущерб как Украине, так и России, за сломанные судьбы миллионов беженцев и ставших инвалидами на всю жизнь людей.
Для нас предельно очевидно, что в составе российского государства у крымскотатарского народа нет и никогда не будет перспектив не только на дальнейшее развитие, но даже на сохранение национальной самобытности, на достойную свободную жизнь.
Не будет благополучия и для других жителей Крыма, потому что никогда мировым сообществом не будет признана законность его присоединения к России, а посему Крым всегда будет в состоянии изоляции от цивилизованного мира. Однако освобождение Крыма должно состояться не военным путем, не пролитием крови и потерей многих тысяч человеческих жизней.
У мирового сообщества достаточно механизмов, чтобы заставить агрессора покинуть оккупированные территории и заставить его считаться с международными нормами поведения.
Одной из наиболее действенных мер по обузданию агрессора является, на наш взгляд, наложение на него жестких экономических санкций. Напомню, что именно санкции, наложенные на СССР после его вторжения в Афганистан, явились одной из главных причин, приведших к выводу войск из этой страны и распаду коммунистической империи. А если учесть, что нынешняя Россия по своей экономической мощи – это уже далеко не СССР, и что валовый внутренний продукт России значительно ниже, даже чем у одной Италии с населением почти два с половиной раза меньше, чем в России, то можно смело ожидать, что в очень скором времени у неё уже не будет возможности вести столь агрессивную политику. Она вынуждена будет покинуть оккупированные территории как Украины, так и Грузии, которые являются уже сейчас огромным экономическим бременем. Но очень важно конечно, чтобы к санкциям присоединились все цивилизованные государства.
Крымские татары на протяжении нескольких лет вели непримиримую борьбу против тоталитарного советского режима не только за свои гражданские и национальные права, за право вернуться на свою историческую родину, но также и в целом за демократию в той стране, которую по праву называли "империей зла". С риском для своей жизни и свободы они выступали против преступной имперской политики СССР во всем мире, в том числе выступали против оккупации Чехословакии и Афганистана, против использования психиатрии для расправы над инакомыслящими и прочее. И теперь, когда наша земля оккупирована наследником этой "империи зла", который вновь установил на нашей земле жестокий тоталитарный и бандитский режим, вынуждающий тысячи наших соотечественников вновь покидать свою родину, мы, наверное, имеем право рассчитывать на всестороннюю поддержку демократических сил во всем мире.
Мы вправе также рассчитывать на поддержку и всего исламского мира, поскольку сейчас на карту поставлен вопрос о дальнейшем существовании и развитии одного из малочисленных мусульманских народов Европы.
Для нас было очень непонятно, когда при голосовании в Генеральной Ассамблее ООН 27 марта прошлого года по резолюции с осуждением оккупации и аннексии Крыма Россией из 56-ти государств – членов Организации Исламского Сотрудничества в поддержку этой резолюции проголосовали всего 22 государства, а 21 государство воздержалось, представители 11 государств преднамеренно отсутствовали, а две страны (Сирия и Судан) даже проголосовали в поддержку оккупанта и агрессора. Нам очень непонятно такое равнодушие многих исламских государств к судьбе оказавшегося под оккупацией целого мусульманского народа.
Мы считаем, что настоящая исламская солидарность должна выражаться вовсе не в каких-то шумных манифестациях и террористических акциях против каких-то бездарных антиисламских фильмов, книг или карикатур, что по сути является дискредитирующим ислама посягательством на демократические свободы людей, а прежде всего в оказании реальной помощи единоверцам и вообще всем, оказавшимся в смертельной опасности, людям. Но для того, чтобы мусульманские страны предприняли какие-то меры и хотя бы присоединились к санкциям западных стран против агрессора, общественность этих стран должна быть хорошо информирована о том о происходящих в Крыму событиях.
Вполне очевидно, что для более эффективного содействия своему народу в решении его проблем, в содействии освобождению Крыма от оккупации наша диаспора должна более активно участвовать в общественно-политической жизни Украины. Украинское государство, как известно, в силу объективных причин и, в первую очередь, руководствуясь интересами национальной безопасности не признает двойного гражданства. Но учитывая ситуацию крымскотатарского народа и его роль в восстановлении целостности Украины я не исключаю, что крымскотатарской диаспоре, как представителям одного из коренных народов Украины, после освобождения Крыма от оккупации, такое право может быть предоставлено. Но даже если не будет решен вопрос о двойном гражданстве, наша диаспора могла бы эффективно и в пользу своего народа использовать Закон Украины "О зарубежных украинцах", под действие которого вполне подпадает и крымскотатарская диаспора. Получившие статус зарубежного украинца люди пользуются почти всеми правами граждан Украины, за исключение службы в армии и избирательного права. Но сейчас в парламенте Украины рассматривается также закон, позволяющий предоставлять украинское гражданства людям, которые заключат контракт о службе в украинской армии.
Сейчас принято решение о создании мусульманского батальона, который будет подчинен министерству обороны Украины и который преимущественно будет дислоцировать в приграничной с Крымом Херсонской области. Уже изъявили желание служить в таком батальоне довольно большое число чеченцев, ингушей, азербайджанцев, узбеков и других национальностей, которые хотели бы внести в свой вклад в дело отстаивания независимости и территориальной целостности Украины.
Этот же батальон может быть использован для контроля над прохождением людей и грузов на кордонах между оккупированным Крымом и материковой частью Украины, а после освобождения Крыма от оккупации, - для обеспечения правопорядка и предотвращения на полуострове разного рода возможных беспорядков.
В той же Херсонской области мы считаем целесообразным сконцентрировать всех наших соотечественников, которые вынуждены сейчас покидать свою родину и расселяться в других областях Украины. Этим мы можем достигнуть несколько целей. Во-первых, проживая вместе, в своей языковой и религиозной среде, у них будет меньше рисков потерять свою национальную идентичность. Во-вторых, даст возможность построить и открыть там национальные школы и культовые учреждения. В-третьих, усилит украинское присутствие в этой сложной и в значительной мере подвергнутой российской пропаганде области. В-четвертых, облегчит возвращение соотечественников на свою родину после освобождения её от оккупации.
Для реализации этого проекта, для обеспечения людей жильем и рабочими местами, для обеспечения экономического подъёма этой области, что в свою очередь будет способствовать обеспечению мира и согласия между проживающими в этой области людьми различных национальностей, конечно, нужны значительные инвестиции. Полагаю, что наша диаспора смогла бы внести в решение этого вопроса свой весомый вклад.
Руководящие структуры Всемирного конгресса крымских татар, после их избрания, должны будут разработать комплекс всех мер, направленных на деоккупацию Крыма, на обеспечение безопасности и развитие своего народа, а затем в тесной координации с Меджлисом крымскотатарского народа безотлагательно приступить к их реализации.
И, наконец, последнее, о чем я хотел бы сказать с этой высокой трибуны.
Есть поговорка у всех народов мира, смысл которого сводится к тому, что нет худа без добра. Так вот я хотел бы перечислить некоторые положительные моменты, которые возникли в результате драматических событий, происшедших на нашей земле.
Мужественная позиция подавляющего большинства нашего народа и его представительного органа по отношению к оккупации Крыма и действий России против Украины завоевали огромную симпатию и уважение не только всего народа Украины, но и во всем мире.
Власти Украины тоже всецело осознали, хотя и несколько запоздало, роль коренного народа Крыма и пришли к однозначному мнению, что после освобождения Крыма от оккупации по-старому не будет. Верховной Радой Украины уже принят Закон о восстановлении прав депортированных, приняты постановления о гарантиях прав крымских татар как коренного народа Украине, признании Меджлиса и Курултая как представительных органов крымскотатарского народа, о присоединении Украины к Декларации ООН о коренных народах, готовятся документы о восстановлении исторической топонимики Крыма. Две недели назад Президент страны Пётр Порошенко в парламенте заявил, что в новой Конституции Украины Крымская автономия будет преобразована в национально-территориальную автономию, как реализация права коренного народа Крыма на самоопределение.
Но это в будущем, после освобождения Крыма от оккупации. Тем не менее, уже сегодня и безотлагательно мы должны быть готовы к этому будущему, когда будет восстановлена национально-территория автономия и где все люди независимо от национальности и вероисповедания будут равны во всех своих правах, где ни одна национальность, какой бы малочисленной она ни была, не будет ограничиваться в своих законных правах.
И мы это осуществим. С вашей помощью.
Благодарю за внимание