ГоловнаПолітика

Операция «мобилизация»

Во вторник вечером политобщественность ошарашила неожиданная рокировка. Первый вице-премьер Клюев, бессменный руководитель избирательных кампаний ПР, поменялся местами с секретарем СНБО Раисой Богатыревой. Которая, заправляя Совбезом при «позднем Ющенко» и при «раннем Януковиче», не смогла (как вариант – не захотела) наделить сей конституционный орган особой значимостью, превратить в еще один центр влияния, важный элемент системы «сдержек и противовесов». Удастся ли это Клюеву? Зависит от кого, в каких целях он, «высшей волею», туда послан.

Фото: Макс Левин

К слову, неожиданной рокировка стала лишь для непосвященных. Есть основания полагать, что на этом «большие кадровые перемены» не закончатся. Совсем наоборот – начнутся. По имеющейся информации, на Банковой уже подготовлен ряд громких указов. В частности, по фигуре первого зама Азарова, коим был Клюев.

Улица «командарма Клюева»

Все кадровые перетасовки последнего времени происходили в рамках определенной логики. Конкретно – усиления позиций Президента Януковича лично.

«Сферы влияния» были четко разделены и «границы» не нарушались. Если, к примеру, «силовой блок» изначально закрепился за «Семьей», то первые лица соответствующих ведомств что вчера, что сегодня, полностью соответствуют всем требованиям «человека Семьи». Аналогично – в других сферах.

Подтверждение: появление в КМУ – Хорошковского, в Минобороны – Саламатина, в СБУ – Калинина (с замещением их в СБУ, «Укрспецэкспорте» и Госохране «своими» людьми»).

Переход Клюева в СНБО – из той же оперы.

Почему это произошло?

Учитывая приближение даты парламентских выборов, возможны два ключевых варианта ответа:

А) кампании не будет. И верный Андрей Петрович призван «технически» (о чем – ниже) обеспечить ее перенос/отмену/отсрочку (речь о сути, а не о юридической форме). Благо, у СНБО достаточно соответствующих возможностей;

Б) гонка таки состоится и власть к ней серьезно готовится. Только теперь, вслед за переходом Клюева в Совбез, придется говорить о переезде центрального штаба ПР не в ГПУ на Резницкую, а в СНБО на командарма Каменева. Дабы сподручнее было Андрею Петровичу координировать работу силовых органов в ритме избирательной кампании.

От «war room» до «отстойника»

СНБО, как было сказано, орган конституционный. Возможности имеющий не самые ограниченные. Предметная реализация коих всегда зависела от личности управлявшего ведомством.

Фото: Макс Левин

При Горбулине-Разумкове СНБО был полноценной «war room» – центром стратегического планирования. Главным местом сбора и анализа информации, выработки стратегий.

При Марчуке СНБО негласно конкурировал за влияние на «силовиков» с отделом АП по координации работы правоохранительных органов.

При Порошенко в СНБО создавали «параллельный Кабмин», альтернативу правительству Юлии Тимошенко.

При Гайдуке – превратился в think tank, не использовавшийся, увы, как «оперативный» ресурс.

Ну, а при Раисе Васильевне СНБО сделалось чем-то вроде «отстойника» для «проштрафившихся» кадров. Начиная с самой Раисы Васильевны, «попалившейся» на сотрудничестве с «оранжевыми», до многочисленных ее замов: рассорившегося с Левочкиным Шуфрича, угодившего под «секвестр» админреформы Сивковича, скомпрометированного «коррупционным скандалом» Семиноженко, эвакуированного из ГПУ Медведько и т.д.

«Проштрафился» ли загремевший сюда Клюев?

Несомненно. Скандал с прекращением выделения Евросоюзом средств на реализацию реформе в Украине – серьезная история. «Не заметить» которую невозможно даже тем, кто живет по принципу «все вокруг народное, все вокруг мое».

Как ранее сообщалось, 31 миллион евро, предназначенный на программы энергосбережения, потрачен был не на энергосбережение, а на возведение линий электропередачи, соединяющих солнечные электростанции в Крыму и Одесской области. Кто у нас, скажите, альтернативной энергетикой занимается? То-то.

Впрочем, подобного рода претензии Евросоюза – еще не повод журить столь заслуженного человека, как Андрей Петрович.

Равно как и перманентные претензии к нему высшего руководства РФ. Конфликт вокруг «Проминвестбанка» не забыт. Что существенно снижало шансы Андрея Петровича занять, со временем, место Николая Яновича. И повышало аналогичные шансы Валерия Ивановича.

Фото: Макс Левин

Но, учитывая, что одним из главных условий при вступлении последнего на нынешнюю высокую должность было (сообразно донесениям профильных источников, - С.К.) обеспечение «адекватной» цены на российский газ (с чем никто из действующих членов КМУ справиться не смог), еще непонятно, кто из них двоих –– Клюев или Хорошковский – выиграл, а кто проиграл. С точки зрения личностных перспектив.

Да, и не факт, что КМУ – достойное поле битвы. Если писать об окончательном нивелировании роли парламента как института власти уже доводилось, теперь то же самое уместно констатировать применительно к КМУ. Азаров, Богатырева – «звездный» состав, нечего сказать. Особенно – в свете намечающейся кампании. Остальные – рабочие лошадки.

Заблещет ли на столь неприглядном «фоне» СНБО? Примирится ли с появлением «под боком» «заклятого друга» Левочкин? Поспособствует ли сие возрождению, хотя бы частичному, конкуренции внутри властной команды?

Зависит во многом от Андрея Петровича лично. Станет ли для него СНБО, как многие уже успели предположить, «почетной ссылкой» – тоже.

Хотя, конечно, доступ к «потокам» у Андрея Петровича теперь сильно ограничится. В отличие от Кабмина, СНБО – не «денежное ведомство».

Фото: Макс Левин

***

Итак, какое качество приобретет Клюев в Совбезе? Какое – Совбез при нем? Однозначно ответит на вопрос лишь время. Но «звоночки» прозвучат совсем скоро.

Сценарий первый: избавившись от нужды перманентно отвлекаться на кабминовские заботы, Андрей Петрович с азартом принимается готовиться к выборам. Высший пилотаж – «дать правильный результат» не по ходу кампании, а еще до ее начала. Устроив, допустим, так, чтобы к моменту официального старта гонки все потенциальные «независимые» кандидаты находились или в тюрьме, или в эмиграции. Тогда и фальсифицировать ничего не придется.

Сценарий второй: выборов не будет, и СНБО нужно переименовывать в СНБЯ (перефраз блестящего оборота Юлии Мостовой, допустившей логичность смены вывески на главном фасаде главного ведомства улицы Владимирской – с замещением Хорошковского Калининым – с СБУ на СБЯ).

И то, и то весьма непросто – исполнитель требуется опытный, надежный. Такой, который усилит собою позиции Президента Януковича лично. Что, собственно, и произошло (вначале мы об этом говорили). Ну, да, это – хорошо всем известный Клюев. А где других-то набрать? Круг замкнулся.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram